Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

ЗАДНИЙ МОСТ

Задний мост автомобиля «Жигули» (рис. 4-21) агрегатирован и состоит из главной передачи с дифференциалом и полуосей, помещенных в картер (балку) заднего моста. Указанные механизмы позволяют увеличить крутящий момент,

подводимый карданной передачей, и передают его под углом 90е к ведущим колесам автомобиля. Картер заднего моста состоит из верхней и нижней половин (рис. 4-22), отштампованных из листовой стали толщиной 3,5 мм и сваренных между собой двумя продольными швами. К концам картера, имеющим форму труб, приварены дза стальных кованых фланца в которых расточены гнезда для установки подшипников полуосей 9 (см. рис. 4-25), сальников 4 и обработаны отверстия для четырех болтов, которыми к картеру крепятся пластины 7 и щиты тормозов 8. Средняя часть картера расширена и имеет большое отверстие с отбортованным фланцем 6 (см. рис. 4-22), служащим для крепления картера главной передачи. С обратной стороны фланец усилен двумя приваренными к нему полукольцевыми накладками, в которых нарезаны восемь отверстий с резьбой M8XU25. Сзади центральное отверстие картера закрыто приваренной к нему выпуклой штампованной крышкой с маслоналивным отверстием 7, закрываемым пробкой, имеющей самоуплотняющуюся -коническую резьбу. Маслосливное отверстие S, также закрытое пробкой, расположено в нижней части среднего расширения картера, а в верхней его части установлен сапун. К консольным частям верхней половины картера приварены две подушки 2 для установки пружин подвески, кронштейны для крепления верхних штанг подвески 4, кронштейн для рычага привода регулятора давления задних тормозов 10 и некоторые другие детали. К консольным частям нижней половины картера прикреплены сваркой кронштейны 3 крепления нижних штанг и амортизаторов задней подвески.

61

Механизм главной передачи с дифференциалом заднего моста размещен в чугунном литом картере 24 (рис} 4-23). При монтаже он устанавливается в картер заднего моста таким образом, что в собранном виде образуется единая жесткая система, имеющая собственную масляную ванну. К фланцу картера заднего моста 18 (см. рис. 4-21) картер главной передачи крепится восемью болтами и центрируется двумя из них, отверстия для которых выполнены с увеличенной точностью. Момент затяжки этих восьми болтов — 4,2 кгс-м. Передаточное число главной передачи у автомобиля ВАЗ-2101 равно 4,3 (при числе зубьев ведомой шестерни 43 и ведущей—10), а у автомобиля ВАЗ-2102 — 4,44 (при числе зубьев ведомой шестерни 40 и ведущей 9). Шестерни главной передачи — конические, гипоидные. Ведущая шестерня 32 опущена ниже оси ведомой на величину гипоидного смещения, равного 31,75 мм. Она изготовлена как

оано целое с ее валом и установлена в расточке картера 20 на двух конических роликоподшипниках 23 и 29, между внутренними обоймами которых установлена стальная деформируемая распорная втулка 30. Для предотвращения смещения ведущей шестерни при передаче значительных усилий и для увеличения жесткости передачи

62

подшипники ведущей шестерни установлены с предварительным натягом, который создается затягиванием гайки 27 динамометрическим ключом; величина момента затяжки составляет 12—18 кгс-м, а момент трения подшипников ведущей шестерни, замеряемый многократно по мере увеличения момента затяжки гайки, должен составлять 16—20 кгс-см. Соответствие момента трения подшипников моменту затяжки гайки обеспечивается наличием распорной втулки 30, которая обладает необходимой для создания натяга упругостью. Правильность положения ведущей шестерни относительно ведомой устанавливается подбором необходимой толщины стальной прокладки 3 (рис. 4-24), устанавливаемой между торцом шестерни и внутренней обоймой заднего подшипника. Заводом выпускаются прокладки семнадцати размеров с интервалом через 0,05 мм. Таким образом, их толщина изменяется в пределах от 2,55 до 3,35 мм. Указанные регулировки следует выполнять в условиях ремонтных мастерских, оснащенных специальными инструментами, приспособлениями и набором деталей необходимых размеров. На переднюю шлицевую часть хвостовика ведущей шестерни надет и затянут, гайкой 27 (см. рис. 4-21) фланец 26, к которому четырьмя болтами привернута вилка заднего шарнира карданной передачи. Гайка 27 имеет пластмассовую вставку, обжимающую резьбу, и является самоконтрящейся. Грязеотражательное кольцо 25, неподвижно закрепленное на фланце, защищает от прямого попадания грязи уплотняемый сальником 24 передний выход хвостовика.

63

64

Ведомая шестерня главной передачи 47 смонтирована на коробке дифференциала 22 и привернута к его фланцу восемью болтами 21, которые стопорятся за счет предварительного натяга моментом 10,0 кгс-м. Боковой зазор между зубьями ведущей и ведомой шестерен должен быть равен 0,08—0,12 мм. Ведомая вращается вместе с коробкой дифференциала на двух конических роликовых подшипниках 46, которые помещены в гнезда картера главной передачи и закреплены крышками 42. Крышки обработаны в сборе с картером и поэтому не взаимозаменяемы. Каждая из них крепится к картеру двумя болтами 33, фиксируемыми пружинными шайбами. Момент затяжки болтов 33 составляет 5,2 кгс*м. При снятых крышках подшипников 42 дифференциал вместе с ьедомой шестерней 47 может быть вынут из картера главной передачи. Предварительный натяг подшипников дифференциала (и ведомой шестерни) обеспечивается одновременным и равновеликим подтягиванием двух регулировочных гаек 45. При их вращении наружные обоймы роликовых подшипников перемещаются к дифференциалу, заплечники шеек которого упираются в торцы внутренних колец подшипников. Необходимая величина натяга обеспечивается в том случае, если верхние части крышек подшипников (расстояние А на рис. 4-24) будут воздействием гаек 1 и 2 удалены друг от друга на 0,16—0,20 мм против положения, при котором гайки не затянуты.; Положение регулировочных гаек / и 2 фиксируется стопора-' ми 44 (см. рис. 4-21), которые выпускаются двух видов — с одним или двумя выступами (позиции 16 и 17 на рис. 4-23) — и крепятся к крышке болтами 43 с пружинными шайбами. Палец сателлитов 39 (см. рис. 4-21) от осевого перемещения фиксируется выступом ведомой шестерни. Таким образом, выпрессовывать палец можно лишь после того, как будет снята шестерня. Сателлиты 36 от осевого перемещения ограничены с одной стороны зубчатыми венцами, входящими в зацепление с шестернями полуосей 40, с другой же стороны их наружные сферические торцы опираются на соответствующую сферическую поверхность чугунной коробки дифференциала 22. Сама коробка неразборная, и перед монтажом сателлитов необходимо установить на место шестерни полуосей 40. Эти шестерни центрируются своими шлифованными шейками в цилиндрических гнездах коробки дифференциала, а своими шлифованными торцами опираются на стальные опорные кольца 41. Необходимая величина осевого зазора шестерен полуосей, равная 0,05—0,10 мм, устанавливается подбором опорного кольца 41 нужной толщины (завод выпускает эти детали семи размеров толщиной от 1,8 до 2,1 мм с интервалом 0,05 мм). Стальные полуоси 2 заднего моста снабжены фланцами для крепления тормозных барабанов 13 и колес 3. При снятых колесах тормозные барабаны на фланцах удерживаются двумя направляющими штифтами 5, выступающие наружу конусные хвостовики цо-

65

рых служат для предварительной фиксации положения колес при [ установке. В отличие от отечественных легковых автомобилей других молей окончательное закрепление колес и тормозных барабанов автомобиля «Жигули» производится не гайками, а специальными олтами (по четыре на каждое, колесо) с конусными подголовниами, затягиваемыми моментом 7 кгс«м. На внутренних концах полуосей нарезаны шлицы, которые при юнтаже полуоси входят в niлицевые отверстия шестерен 40 полу>сей дифференциала.

66

На обработанные цилиндрические шейки полуосей напрессованы однорядные шарикоподшипники 16 закрытого типа, заполняемые специальной смазкой при сборке. В процессе эксплуатации они не требуют пополнения или замены этой смазки. Внутренние обоймы подшипников фиксированы на полуосях запорными втулками 7, которые надеваются на полуоси, будучи предварительно нагретыми до 300±Ю°С, и при проверке прочности посадки не должны спрессовываться или перемещаться при приложении осевого усилия 2000 кгс. Необходимость замены шарикоподшипника полуоси возникает в том случае, когда его радиальный зазор превысит 0,08 мм. При этом запорная втулка должна быть распрессована, для чего на ней предусмотрены заплечики. Повторное использование запорных втулок, равно как и новых втулок, перемещающихся при контроле снятия усилием в 2000 кгс, не допускается.

Наружное кольцо подшипника полуоси установлено в цилиндрическом гнезде фланца картера заднего моста 15 и уплотнено по периметру резиновым кольцом, сжимаемым закрепляющей под. шипник пластиной 5, привернутой к фланцу вместе со штампованным маслоотражателем 6 и щитом тормоза 1. Маслоотражатель 1 с проточкой полуоси 5 (рис. 4-25) образует уплотнение, препятствующее загрязнению подшипника снару-

жи, а установленный глубже подшипника в расточке фланца картера моста сальник 4 изолирует подшипник от внутренней полости заднего моста, заполненной трансмиссионным маслом, и препятствует его вытеканию в подшипник. С помощью маслоотражателя / и имеющейся внижней части его полости канавки тормозной барабан"и тормозные колодки защищены от случайного попадания масла из подшипника! полуоси или из заднего мб т к пппникяютпрр r ста» т' к' проникающее в маслоотражатель масло бу«]дет вытекать на наружную поверхность щита тормоза. |

Контроль, регулировка и обслуживание. Размещенные в картере заднего моста главная передача и дифференциал представляют собой сложный редуктор с гипоидными шестернями, передающий значительные крутящие моменты. Для предохранения рабочих поверхностей шестерен и подшипников от износа применяется специальное трансмиссионное масло ТАд-17 со специальными присадками, которые способствуют со-^хранению на трущихся поверхностях прочного слоя масляной пленки. Применение масел, не рекомендованных заводской инструкцией, недопустимо, так как может привести к преждевременному выходу из строя агрегата. Полная емкость масляной ванны заднего моста составляет 1,5 л; при этом уровень масла должен находиться вблизи от нижней кромки маслоналивного отверстия 1 (рис. 4-26). Контролировать уровень смазки следует через 10000 км пробега автомобиля, а замену производить через 30000 км. При замене смазки или при необходимости ее слива для осмотра или разборки моста оно сливается через расположенное вблизи от крайней нижней точки картера моста маслосливное отверстие, закрываемое пробкой 2.

67

При необходимости выполнения сложных регулировочных или ремонтных работ, таких, как регулировка взаимного расположения шестерен главной передачи, регулировка предварительного натяга подшипников, замена подшипников полуосей, следует пользоваться приемами и методами, описанными в специальной литературе, или же прибегать к услугам специализированных станций технического обслуживания. Следует помнить, что ведущая и ведомые шестерни главной передачи на заводе подобраны попарно, по правильности зацепле-

68

ния и уровню шума, поэтому при необходимости замены шестерни следует заменять только попарно, предварительно проверив идентичность имеющихся на них заводских номеров. Основными признаками правильности зацепления шестерен главной передачи являются форма, площадь и место расположения пятна контакта на рабочей поверхности зуба ведомой шестерни. На рис. 4-27 приведены различные случаи расположения контактного пятна в зависимости от взаимного расположения шестерен. Левая сторона соответствует форме пятен, которые наблюдаются при вращении шестерен под нагрузкой при движении

автомобиля вперед, а правая сторона соответствует расположениюпятен на обратной стороне зубьев шестерни при движении автИмобиля назад. При пятнах, соответствующих изображениям а, б, в а г, главную передачу необходимо регулировать, а при пятнах, изображенных внизу ((?), зацепление нормальное. В случаях а и б для получения правильного зацепления ведущую шестерню следует отдалить от ведомой путем уменьшениятолщины регулировочной прокладки 31 (см. рис. 4-21), установленной под головкой ведущей шестерни. В случаях вн е для получения правильного зацепления ведущую шестерню главной передачи необходимо приблизить к ведомой путем установки регулировочной прокладки 31, имеющей увеличенную толщину. Для выполнения регулировки по пятну контакта требуется разборка редуктора, поэтому данную работу настоятельно не рекомендуется выполнять своими силами без наличия специальных присиособлений и необходимого набора регулировочных прокладок. : Для устранения течей рекомендуется прежде всего очиститьот загрязнения сапун, чтобы обеспечить сообщение внутренней полости моста с атмосферой, а затем проверить затяжку пробок машлоналивной и маслосливной горловин и болтов крепления картераредуктора. Для выявления трещин предполагаемое место их вознйкновения следует протереть насухо и затем плотно заштриховать мелом,на поверхности которого в случае течи масла их легко обнаружить.Появление течи масла через сальниковые уплотнения хвосшвика ведущей шестерни редуктора или полуосей является тревожным сигналом, требующим проверки исправности не только сальников, но и соответствующих подшипников и полуосей. Несмотря на то, что-картер заднего моста является жесткой и прочной деталью, он может быть деформирован при эксплуатации автомобиля в тяжелых дорожных условиях или при авариях.Для проверки картера заднего моста мост должен быть полностью разобран, а картер проверен согласно указаниям, имею-'щимся в руководстве по ремонту. Узлы и агрегаты трансмиссии автомобиля «Жигули» отличаются продуманностью конструкции, высокой культурой производства и низкой трудоемкостью технического обслуживания. При выполнении рекомендаций, приведенных в инструкции по эксплуатации и в данном пособии, трансмиссия автомобиля «Жигули» представляет собой надежный и долговечный комплекс мехаддзмов.