Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 

Как известно, двигатели внутреннего сгорания развивают максимальную мощность только при вполне определенном и достаточно высоком числе оборотов. Так, например, двигатель автомобиля «Жигули» развивает максимальную мощность, равную 62 л. с. при 5600 об/мин коленчатого вала двигателя.

47

Для повышения тягового усилия на ведущих колесах автомобиля при невысоких скоростях движения возникает необходимость в увеличении передаточного отношения трансмиссии. Поэтому все современные автомобили снабжены теми или иными устройствами, позволяющими при неизменном числе оборотов двигателя изменять число оборотов ведущих колес в процессе движения.

В настоящее время наилучшими механизмами такого рода, работающими с наименьшими потерями, являются шестеренчатые многоступенчатые коробки передач. На автомобиле ВАЗ-2101 установлена трехходовая четырехступенчатая коробка передач с четырьмя передачами для движения вперед и одной — заднего хода. Все четыре передачи переднего хода включаются с помощью синхронизаторов (с блокирующими конусными кольцами), облегчающих управление коробкой передач и обеспечивающих безударное включение шестерен. Коробка передач, схема которой приведена на рис. 4-10, имеет три вала: ведущий (или первичный), промежуточный и ведомый (или вторичный). Шестерни /, II и III передач, установленные на вторичном валу, находятся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. Шестерни б, 7 и 9 могут свободно врашаться на вторичном валу. Шестерни промежуточного вала выполнены в виде блока шестерен, соединенных через пару шестерен 3 и 25 с первичным валом. Для уменьшения шума работы шестерен, повышения плавности зацепления и увеличения долговечности шестерни, находящиеся в постоянном зацеплении, выполнены косозубыми. Шестерни заднего хода сделаны прямозубыми.

48

49

Характерной особенностью коробки передач является то, что /, II и III передачи имеют шестерни постоянного зацепления. При этрм соответствующие шестерни вторичного вала могут па нем свободно вращаться, и при включении передачи соответствующая шестерня соединяется с валом посредством скользящих муфт синхронизаторов. Эти муфты перемещаются при помощи вилок включения передач. Вилок всего три, и поэтому коробка является трехходовой. Базовой деталью коробки передач является ее картер 11 (рис. 4-11), где установлены основные механизмы. Он отлит под давлением из алюминиевого сплава и снаружи оребрен для увеличения жесткости. На переднем торце картера находится семь шпилек. Они служат для присоединения коробки к картеру сцепления 2 гайками 4, предохраняемыми от самопроизвольного отварачивания пружинными шайбами. Момент затяжки гаек крепления картера коробки передач к картеру сцепления составляет 5,0кгс«м — 6 гаек и 2,5 кгс«м — одна гайка (нижняя). Фиксация взаимного положения обоих картеров обеспечивается двумя полыми штифтами. В переднем торце картера коробки передач расточены два отверстия, в которые запрессованы подшипники первичного вала 10 и блока шестерен промежуточного вала 50. Кроме того, через отверстие в передней части картера коробка передач сообщается с сапуном 5, а через него с окружающей средой. К заднему торцу картера примыкает крышка 2/, которая крепится гайками на пяти шпильках 20 и уплотняется прокладкой. В заднем торце картера коробки передач расточены два отверстия для установки подшипника вторичного вала 22 и заднего подшипника 40 блока шестерен промежуточного вала 44. С левой стороны на картере коробки передач расположен прилив с отверстием, закрываемым резьбовой пробкой и служащим для заправки узла смазкой, нормальный уровень которой должен располагаться по нижней.кромке отверстия. Нижняя часть картера имеет обработанный фланец, к которому на десяти шпильках с резьбой Мб крепится стальная штампованная крышка 42 со сливным отверстием, закрытым резьбовой пробкой. Прилегающие фланцы крепления передней, задней и нижней крышек картера коробки передач уплотнены прокладками. Гайки крепления нижней крышки картера коробки передач, предохраняемые от самопроизвольного отворачивания пружинными шайбами, затягиваются моментом 1 кгс-м;

50

С правой стороны картера находится фланец с тремя отверстиями, служащими для установки шариковых фиксаторов штоков вилок включения передач. Эти отверстия закрываются общей крышкой, закрепляемой на двух шпильках и уплотняемой прокладкой. Во внутренней полости коробки передач, кроме валов с набором шестерен, размещаются также вилки включения передач и их штоки, для установки которых предусмотрен развитый прилив и расточены соответствующие отверстия. Блок цилиндров двигателя, картер сцепления и картер коробки передач со своей задней крышкой сцентрированы при сборке при помощи полых штифтов. В собранном состоянии они образуют единую жесткую конструкцию, укрепленную на кузове в трех точках: на двух передних опорах, расположенных по обеим сторонам блока, и на задней опоре, которая крепится снизу к задней крышке картера коробки передач. Передняя крышка 7 картера (см. рис. 4-11) —стальная, штампованная, состоит из собственно крышки и неподвижно соединенной с нею опоры 6 муфты выключения сцепления. В крышку запрессован самоподжимный резиновый сальник 8 манжетного типа, который внутренним отверстием охватывает вращающийся в нем первичный вал 5, предотвращая вытекание смазки из коробки передач в картер сцепления. Крышка 7 при установке в картер сцепления уплотняется резиновым кольцом, предварительно надеваемым на крышку.

51

Кроме функций опоры муфты включения сцепления и обоймы сальника 5, эта деталь своим отбортованным фланцем фиксирует наружную обойму подшипника 10 первичного вала от продольного перемещения. - • " •: - • ' --

52

Первичный вал 3 изготовлен из стали с термически обработанными рабочими поверхностями. Он вращается на двух шарикоподшипниках: передний запрессован в расточку фланца коленчатого вала, задний же 10 помещается в картере коробки передач. Сто-

порное кольцо 9 препятствует осевому перемещению подшипника 10 назад, а пружинная шайба, упирающаяся в крышку 7,— перемещению вперед. Внутренняя обойма подшипника напрессована на первичный вал и через пружинную шайбу 3 зафиксирована стопорным кольцом 2 (рис. 4-12). На переднем конце первичного вала нарезаны шлицы для посадки на них ступицы ведомого диска сцепления. На задней же части, находящейся в картере коробки передач, нарезан зубчатый венец 12 (см. рис. 4-11), находящийся в постоянном зацеплении с косозубой шестерней 49 промежуточного вала. На заднюю шейку вала, непосредственно примыкающую к венцу его шестерни, надеты шайба и зубчатый венец, служащий для установки блокировочного кольца и включения четвертой передачи при помощи скользящей муфты 14 синхронизатора. Зубчатый венец по технологическим соображениям изготовлен отдельно и после напрессовки на шейку вала припаян к ней медью. В заднем торце первичного вала находится обработанное с высокой точностью и чистотой отверстие, которое является наружной обоймой для игольчатого подшийника 13 вторичного вала. Радиальные сверления, которые соединяют гнездо подшипника со впадинами зубьев шестерни, служат для подвода к нему смазки. Стальной промежуточный вал коробки передач является одновременно и блоком промежуточных шестерен 44, так как изготовлен из одной заготовки (кроме шестерни заднего хода). Передняя и задняя его шейки опираются на два подшипника. На переднюю напрессован и зафиксирован болтом 51 с шайбой от осевого перемещения двухрядный шариковый подшипник 50. Благодаря тому что его наружная обойма застопорена от осевого перемещения при помощи упорного кольца, он обеспечивает осевую фиксацию положения блока шестерни и воспринимает осевые нагрузки. На заднюю шейку промежуточного вала напрессован специальный роликовый подшипник 40, зафиксированный относительно вала через кольцо 50 и шестерню заднего хода 51 стопорным кольцом 52 (см. рЪс. 4-12). Наружная обойма этого подшипника может перемещаться в осевом направлении. На промежуточном валу имеется пять зубчатых венцов: 49, 48, 47, 43 и 38, из которых первый постоянно зацеплен с шестерней 12 первичного вала (см. рис. 4-11). Венцы ведомой шестерни 49 и шестерен передач переднего хода 43, 47 и 48 — косозубые, а напрессованная на хвостовик вала шестерня заднего хода 38 — прямозубая. Рабочие поверхности зубчатых венцов блока шестерен зацементированы и подвергнуты закалке для увеличения их износостойкости. Для уменьшения расстояния между опорами и уменьшения длины валов, размещаемых между ними, ведущая шестерня передачи заднего хода 38 вынесена назад из картера коробки передач и размещена на консоли промежуточного вала. Для передачи кру-

тящего момента ступица шестерни имеет шлицы, входящие в зацепление с соответствующими шлицами вала, а ее осевая фиксация обеспечивается установкой стопорного кольца 37 в канавке вала. Вторичный вал коробки передач 16 вращается на трех подшипниках. Передний роликовый подшипник 13 имеет тринадцать роликов, заключенных в сепаратор, и установлен в расточке первичного вала. Средний подшипник 22 вторичного вала — шариковый. Благодаря тому, что его внутренняя обойма неподвижно закреплена на валу при помощи пружинной шайбы 42 (см. рис. 4-12) и стопорного кольца 43, а осевое перемещение наружной обоймы ограничено стопорным кольцом и стопорной пластиной 12, подшипник 22 (см. рис. 4-11) воспринимает осевые усилия, действующие на вторичный вал, и передает их на картер коробки передач, фиксируя положение вала в осевом направлении. Задний подшипник 27 — шариковый, однорядный. Внутренняя обойма зажата между надетыми на вал деталями и затянута гайкой 30. Наружная обойма помещена в расточке, отлитой из алюминиевого сплава задней крышки, и имеет возможность перемещаться в осевом направлении. Непосредственно за задним подшипником в расточке задней крышки установлен самоподжимный резиновый сальник 28, уплотняющий задний конец вторичного вала. Сборка вала производится с двух сторон, разделенных кольцевым буртом. На переднем конце вторичного вала, где сделаны три шлицевые канавки, помещается ступица скользящей муфты 14 синхронизатора III и IV передач. Ступица надета на вал до упора в заплечик и запирается на валу стопорным кольцом 22 через пружинную шайбу 23 (см. рис. 4-12). За ступицей на валу установлена ведомая шестерня 15 III передачи (см. рис. 4-11), которая постоянно сцеплена с ведущей шестерней 48 этой передачи блока шестерен промежуточнрго вала. Шестерня 15 вместе с изготовленной с нею как одно целое шлицевой частью включения синхронизатора может свободно вращаться на наружной поверхности вала. Радиальное отверстие в шестерне и продольные лыски на валу служат для улучшения условий смазки трущихся деталей. Надеваемая при сборке вторичного вала сзади ведомая шестерня II передачи 17 вместе с изготовленной с нею как одно целое шлицевой частью, служащей для включения передачи, свободно вращается на наружной поверхности вала." Устройство ее идентично устройству рассмотренной выше шестерни 15 и отличается лишь размерами. Шестерня 17 находится в постоянном зацеплении с ведущей шестерней 47 II передачи блока шестерен промежуточного вала. Непосредственно за ней на вторичный вал надета ступица скользящей муфты 18 синхронизатора / и / / передач, которая фиксируется от проворачивания тремя шлицами. От осевого перемещения спереди она ограничена выступом вала, а сзади — втулкой 40 (см. рис. 4-12). На наружной поверхности этой втулки надета ведомая шестерня 19 I передачи (см. рис. 4-11).

Со стороны, обращенной к задней части коробки передач, на втулке 40 (см. рис. 4-12) имеется буртик, ограничивающий осевое перемещение шестерни. Внутренняя обойма среднего подшипника вторичного вала, напрессованная на вал сзади втулки 40, удерживается на нем от осевого перемещения ведомой шестерней заднего хода 23 (см. рис. 4-11), которая, в свою очередь, заперта от перемещения назад стопорным кольцом. Шестерня заднего хода закреплена на валу с помощью шпонки 369 которая передает крутящий момент при включении передачи заднего хода.

включении передачи заднего хода. Перед хвостовой частью вторичного вала, отделенной буртиком, имеется шейка, в зоне которой размещена нижняя часть рычага переключения передач. Вплотную к буртику сзади на вал надета ведущая шестерня 26 привода спидометра, которой не дает поворачиваться относительно вала шарик 25, заменяющий шпонку. Задний подшипник 27 от осевого перемещения предохранен ступицей вилки упругой муфты 29, которая надета на шлицы и затянута гайкой 30, застопоренной шайбой. Гайка имеет резьбу М20Х1 и затягивается моментом 8 кгс«м. За гайкой на хвостовике вторичного вала расположено уплотнительное кольцо 31 и центрирующее кольцо 32, удерживаемое на валу при помощи стопорного кольца. Рабочие поверхности шеек вторичного вала, шестерен и втулок подвергнуты закалке до высокой твердости, что позволяет обеспечить небольшое трение, малый износ и необходимую долговечность поверхностей трения.

53

Промежуточная шестерня заднего с запрессованной в нее металлокерамической втулкой свободно вращается на оси 3, запрессованной в соответствующих отверстиях картера коробки передач и его задней крышки. От продольного перемещения" ось удерживается стопорной пластиной 12 (см. рис. 4-12). При выключенной передаче заднего хода шестерня выведена из зацепления и с ведущей 1 (см. рис. 4-13), и с ведомой 4 шестернями заднего хода. Продольное перемещение шестерни 3 производится вилкой, входящей в кольцевую канавку на цилиндрической части ступицы шестерни. I хода 2 (рис. 4-13) вместе

Устройство и работа синхронизаторов. Принцип действия, кон- <струкция и размеры синхронизаторов, применяемых для включения всех четырех передач переднего хода, одинаковы. На рис. 4-14 показаны в разобранном виде блокирующее кольцо синхронизатора и его скользящая муфта со ступицей. Блокирующее кольцо синхронизатора надевается на ту часть шестерни, которая примыкает к зубчатому венцу 3. На этой части нарезаныпрямые низкие шлицы. По ним в осевом направлений перемещается бронзовое блокирующее кольцо, имеющее внутреннюю шлице-

54

вую часть и вращающееся с той же угловой скоростью, что и ведомая шестерня 4У постоянно зацепленная с соответствующей шестерней промежуточного вала. Между зубчатым венцом ведомой шестерни и ее шлицевой частью с наружными шлицами 3 установлена фасонная шайба 5, в которую своим торцом упирается пружина 6. Она постоянно отжимает блокирующее кольцо 2 в сторону ступицы синхронизатора /. Перемещение блокирующего кольца ограничено стопорным кольцом 7, установленным в кольцевом пазу. Само кольцо снабжено наружной конической поверхностью, на которой нарезана мелкая резьба и продольные канавки, разрывающие масляную пленку на внутренней конусной части скользящей муфты 8. Конусные части скользящей муфты и блокирующего кольца, которые прилегают друг к другу при включении передач, имеют

больш>ю контактную поверхность. Благодаря этому при включении передачи скользящая муфта 8 садится своей внутренней конусной частью на наружный конус блокирующего кольца 2. Сжимая пружину 6, муфта не только перемещает это кольцо по шлицам, но под действием возникшей в зоне контакта конусных поверхностей силы трения начинает вращаться с той же скоростью, что и шестерня 4. При этом скорости вращения шестерни и ступицы синхронизатора выравниваются, благодаря чему обеспечивается безударное включение передач. Трущиеся поверхности конусных участков скользящей муфты и блокирующего кольца недостаточны для передачи крутящего момента и служат лишь для предварительного уравнивания ско-. ростей вращения ведомой шестерни 4 и скользящей муфты 8. Благодаря пружине 6 усилие, прилагаемое к блокирующему кольцу, не может превышать определенного значения, что исключает возможность поломки синхронизатора при слишком резком включении передач. Скосы на торцах шлицев скользящей муфты, блокирующего кольца и шлицевой части ведомой шестерни служат для облегчения поворачивания блокирующего кольца и вала на небольшой угол, достаточный для свободного введения шлицев муфты в промежутки между зубьями кольца и шлицевой части шестерни. Размеры и устройство деталей синхронизаторов для всех передач, кроме /V, одинаковы. Шлицевая часть IV передачи, как уже упоминалось выше, расположена на торце первичного вала, выполнена отдельно и припаяна к валу; упорная шайба пружины синхронизатора IV передачи является несъемной, так как надета между первичным вЗлом и шлицевым венцом и припаяна медью. Механизм переключения и работа коробки передач. При необходимости водитель может либо разъединить трансмиссию, 'установив рычаг коробки передач в нейтральное положение, либо включить одну из четырех передач переднего хода, либо включить передачу заднего хода. Управление коробкой передач автомобиля производится продольным и поперечным перемещением рукоятки рычага переключения передач (см рис. 1-14), установленного на туннеле пола кузова между передними сиденьями. Включение / и / / передач производится продольным перемещением штока 6 вместе с закрепленной на нем вилкой 7 (рис. 4-15). Шток 6 откован вместе с головкой, выступающей в полость задней крышки, В головке сделан паз, в который входит хвостовик рычага переключения передач /5, укрепленного на шаровой опоре. Таким образом, продольное перемещение рычага переключения передач 16 вызовет продольное перемещение штока. Вилка 7 входит в кольцевой паз скользящей муфты 18 синхронизатора (см. рис. 4-11). Для повышения износостойкости вилки ее рабочие поверхности, соприкасающиеся со скользящей муфтой, покрыты бронзой. При продольном перемещении рычага 24 через шток и вилку будет обеспечиваться осевое перемещение скользящей муфты 18. В за-

55

висимости от направления передвижения муфты будет включена или I или II передача. При включении / передачи крутящий момент от первичного вала 1 через его шестерню 3 (см. рис. 4-10), постоянно зацепленную с шестерней 25 блока шестерен промежуточного вала 22, будет передаваться зубчатому венцу 21, ведомой шестерне постоянного зацепления вторичного вала 9 и далее через ркользящую муфту 8 на ступицу синхронизатора и на вторичный вал 12 коробки передач. При включении II передачи участвуют следующие детали: шестерня первичного вала 3, ведомая шестерня блока шестерен 25, ведущая шестерня II передачи 23, ведомая шестерня вторичного вала 7, скользящая муфта 8, вторичный вал 12, вилка упругой муфты кардана 15. Включение // / и IV передач производится при продольном перемещении штока 4 с вилкой 5 (см. рис. 4-15) аналогично включению I и II передач. Для изменения положения хвостовика рычага переключения передач в штоках используется его поперечное

56

перемещение. Четкость включения передач обеспечивается шариковыми фиксаторами 4 с пружинами 5 (рис. 4-16). Замок, установленный м^жду штоками и состоящий из трех блокирующих сухарей 8, 9 и 10 (см. рис. 4-15), предохраняет коробку от одновременного включения двух передач. При включении передачи заднего хода производится передача крутящего момента от ведущей 19 (см. рис. 4-10) к ведомой 11 шестерне путем введения в зацепление с ними промежуточной шестерни заднего хода 18, вращающейся на своей оси 17. Установка и устройство рычага переключения передач показаны на рис. 4-17. Особенностью рычага является упругая муфта (демпфер), через которую стержень рукоятки рычага 23 соединен с рычагом 9.

57

Наличие упругой муфты способствует поглощению вибрации и более плавному включению передач. Техническое обслуживание коробки передач. Уход за коробкой передач заключается в подтягивании ее креплений и наблюдении за уровнем масла, доливке и смене его в соответствии с картой смазки. Для проверки уровня масла нужно отвернуть наливную пробку / (рис. 4-18); автомобиль при этом должен стоять на горизонтальной площадке, а масло в картере коробки передач должно находиться на уровне нижней кромки Наливного отверстия.

58

При замене смазки, производимой через 30000 км пробега автомобиля, отработавшее масло сливается через отверстие, закрытое пробкой 2, сразу же после поездки, так как в нагретом состоянии у него меньше вязкость, а следовательно, легче и полнее происходит слив. При периодических осмотрах необходимо убеждаться в отсутствии течей масла через сальниковые уплотнения коробки. При их появлении до снятия агрегата с автомобиля необходимо очистить головку сапуна 5 (см. рис. 4-11) от загрязнений и убедиться в том, что уровень масла расположен не выше рекомендованного и что в коробке находится именно то масло, которое рекомендовано заводской инструкцией, то есть ТАд-17. При пользовании рычагом переключения передач следует избегать приложения к его рукоятке больших усилий, могущих привести к поломке.