Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

СИСТЕМА СМАЗКИ ДВИГАТЕЛЯ 

Двигатель автомобиля «Жигули» имеет комбинированную систему смазки, при которой часть трущихся поверхностей смазывается под давлением, а часть — разбрызгиванием. Под давлением смазываются: подшипники коленчатого и распределительного валов, подшипники вала привода масляного и бензинового насоса.

Прочие трущиеся поверхности — стенки цилиндров, поршни с кольцами, поршневые пальцы, детали механизма газораспределения и его привода и другие — смазываются направляемыми на них струями масла или постоянно находящейся в двигателе при его работе масляной пылью. Агрегаты двигателя — водяной насос, распределитель зажигания, генератор и стартер — снабжены подшипниками, не требующими в процессе эксплуатации пополнения смазки. Система смазки двигателя (см. рис. 2-4) включает масляный картер 21 с пробкой для слива масла, масляный насос 22 с редукционным клапаном 1 и патрубком маслоприемника 2, полнопоточный масляный фильтр 20 с предохранительным и противодренажным клапанами, систему масляных каналов в блоке цилиндров, головке блока цилиндров, коленчатом и распределительном валах, указатель уровня масла и маслоналивную горловину. Об отсутствии нужного давления масла водителю сигнализирует лампочка ж (см. рис. 1-10). Ее датчик установлен на главном маслораздаточном канале в задней части блока цилиндров (см. рис. 2-2, а) с левой стороны. Сигнальная лампочка включается, когда давление масла падает ниже 0,35—0,45 кгс/см2. Емкость системы смазки составляет 4,2 л (3,7 кг). Периодичност ь смен ы смазк и и масляног о фильтр а для двигателя обкатанного автомобиля составля е т 10 000 км. Контроль количества масла производится маслоизмерительным стержневым указателем уровня 11. На этом щупе сделано две метки — «мин» и «макс», расположенные на расстоянии 16 мм одна от другой. Уровень масла в масляном картере считается нормальным, если след от него лежит между метками. При работе двигателя масляный насос, вал которого вращается вдвое медленнее коленчатого вала и приводится от него цепью, дополнительным валом и парой винтовых шестерен, н&гнетает под давлением масло в канал 17, сообщенный с полнопоточным масляным фильтром 20 (см. рис. 2-4). Очищенное в фильтре масло поступает по горизонтальному каналу, который идет вдоль левой стороны блока, и системе наклонных сверлений к коренным подшипникам коленчатого вала, обеспечивая их смазку и отвод тепла от трущихся поверхностей. Из кольцевых канавок на внутренней поверхности вкладышей коренных подшипников часть масла от 1, 2, 4 и 5-й коренных шеек по каналам в шейках и щеках коленчатого вала подводится к подшипникам шатунных шеек (см. рис. 2-3). Через сверления в нижних головках шатунов часть масла разбрызгивается по стенкам цилиндров. Поршневые кольца и пальцы смазываются маслом, снимаемым со стенок цилиндров и находящимся во внутренней полости двигателя масляным туманом. К среднему подшипнику распределительного вала масло подводится под давлением по вертикальному каналу, который сделан и в блоке и в его головке. Поступающее к средней шейке распределительного вала масло заполняет ее кольцевую канавку и через радиальное отверстие поступает во внутреннюю полость вала, откуда оно через радиальные сверления направляется для смазки остальных подшипников и кулачков. Выходные отверстия для подачи масла в зону контакта кулачка с рычагом имеют диаметр 1,3 мм и находятся на набегающей части кулачков. Звездочки и цепь привода распределительного вала, а также упорный фланец, фиксирующий вал от осевого перемещения, смазываются маслом, вытекающим через передний торец подшипника 1-й шейки распределительного вала. Кроме того, часть масла попадает в углубление с обратной стороны звездочки и через имеющиеся в ней сверления вытекает непосредственно на цепь. На сферические головки болтов, служащих для регулировки клапанов, масло стекает из воронкообразных углублений над соответствующими гнездами рычагов. Стержни клапанов, их направляющие втулки и прочие детали клапанного механизма смазываются масляной пылью и разбрызгиваемым при работе механизмов маслом. Для ограничения количества масла, поступающего в направляющие втулки клапанов, на их эерхние торцы надеты уплотнительные колпачки, изготовленные из специальной резины. Оба подшипника вала привода масляного насоса, служащего также для привода распределителя зажигания и бензинового насоса, получают масло под давлением через каналы, идущие от главной магистрали. Вытекающая из этих подшипников смазка поступает к винтовым шестерням, эксцентрику привода бензинового насоса и втулкам валов распределителя и масляного насоса. Масло, скапливающееся в полости головки блока, под крышкой цепного привода распределительного вала и в полости крышки заднего уплотнения коленчатого вала, стекает в масляный картер двигателя. При нормальном состоянии двигателя давление масла в системе смазки должно составлять 3,5—4,5 кгс/см2. Масляный картер отштампован из стального листа толщиной 1,5 мм. Он закрывает двигатель снизу и служит резервуаром для смазки. Благодаря теплообмену с окружающим воздухом через стенки картера находящееся в нем масло охлаждается (рис. 2-2,а). Крепится картер к нижнему фланцу блока двигателя девятнадцатью болтами с резьбой Мб. Между фланцами блока двигателя и масляного картера расположена уплотнительная прокладка из пробковой крошки на резиновой связке. Ее номинальная толщина в свободном состоянии равна 3 мм. Внутренняя полость масляного картера корытообразной формы. Она имеет развитую в левую нижнюю сторону переднюю часть, в которой размещается масляный насос. Чтобы предотвратить чрезмерное расплескивание масла при езде, в картер вварены вертикальные и горизонтальные перегородки. В нижнюю часть картера вварен фланец с резьбой М22Х1Д в который ввернута сливная пробка 14 (см. рис. 2-3).Масляный насос — шестеренчатого типа, односекционный (рис. 3-9), крепится двумя болтами снизу к блоку двигателя. Для уплотнения канала, по которому масло нагнетается в систему смазки, между фланцем насоса и привалочной плоскостью блока цилиндров устанавливается прокладка. Верхняя часть стального валика 1 масляного насоса, имеющая 18 шлиц, нарезанных на длину 10 мм, входит при сборке в шлице-

9

вое отверстие шестерни 5 (см. рис. 2-4). Она же зацепляется с шестерней дополнительного вала 6 (см. рис. 2-4) привода масляногонасоса. С нижней стороны на валик масляного насоса напрессованас натягом 0,021—0,038 мм чугунная ведущая шестерня, котораянаходится в постоянном зацеплении с чугунной ведомой шестерней4 (рис. 3-9). У обеих — одинаковые высота (30 мм) и число зубьев (9 при модуле 3,0). Ведомая шестерня свободно вращается на стальной оси 3, запрессованной в корпус 2 масляного насоса, отлитый из алюминиевого сплава. После сборки корпуса с шестернями к его нижней части крепится стальная крышка 5, прижимаемая болтами, которые проходят сквозь присоединяемый снизу патрубок 9, отлитый из алюминиевого сплава. Взаимное положение совместно собираемых деталей фиксируется двумя установочными втулками. В крышке масляного насоса 6 сделано отверстие диаметром 11,5 мм, куда входит головка стального редукционного клапана 11. Под действием пружины 8, опирающейся на шайбу 10* клапан прижимается верхним торцом своей тарелочки к отверстию. Хвостовик клапана, являющийся его направляющей частью, входит по скользящей посадке в отверстие патрубка 9. При вращении шестерен масляного насоса создается разрежение, увлекающее масло через фильтрующую сетку 13 и канал патрубка 9 под крышку насоса 6, откуда оно через отверстие диаметром 18 мм поступает в полость разрежения корпуса насоса. Заполняющее впадины зубьев ведущей и ведомой шестерен масло переносится в полость нагнетания. Там создается избыточное давление, так как при входе зубьев в зацепление находящееся между ними масло вытесняется и через вертикальное отверстие диаметром 14 мм поступает в приемный канал блока цилиндров 17 (см. рис. 2-4). Фильтрующая сетка 13 завальцована на нижнем торце приемного патрубка насоса. Она изготовлена-из стального листа толщиной 0,5 мм с перфорированными отверстиями диаметром 1 мм. Для компенсации увеличения количества масла, подаваемого в двигатель при его износе, и для обеспечения необходимого давления в системе смазки на различных режимах работы масляный насос имеет производительность, превышающую оптимальную. Для защиты каналов и уплотнений от разрушения, которое могло бы произойти при чрезмерном повышении давления масла, служит редукционный клапан 11. Площадь его головки и жесткость его пружины подобраны так, чтобы при увеличении давления в системе смазки выше 4,5 кгс/см2 клапан приоткрывался и пропускал часть масла из зоны нагнетания в полость всасывания. В процессе эксплуатации редукционный клапан не регулируется; при обнаружении неисправностей в его работе негодные детали необходимо заменить. Масляный фильтр (рис. 3-10)—полнопоточный, с основным бумажным фильтрующим элементом / , дополнительным фильтрующим элементом из специальной пластмассы 2, перепускным клапаном 4 и противодренажным клапаном 8. Фильтр неразборный и установлен горизонтально на левой передней части блока двигателя (см. рис. 2-2, а) . Он смонтирован в стальном штампованном корпусе 3 и заменяется в сборе после каждых 10 000 км пробега обкатанного автомобиля. При эксплуатации новой машины фильтр заменяется при каждой смене масла в двигателе, то есть после первых 1500—2000 км пробега, затем после 4000—5000 км пробега и далее через каждые 10000 км. Крепится фильтр на специальном резьбовом штуцере. Для этого в днище фильтра сделано соответствующее отверстие 9 с отбортовкой и резьбой (см. рис. 3-10). Уплотнение обеспечивается резиновым кольцом 7/ . Фильтр включен последовательно в главную масляную магистраль двигателя непосредственно после масляного насоса. Таким образом обеспечивается очистка всего масла, подводимого под давлением к трущимся поверхностям. При работе двигателя подводимое от насоса масло через кольцевую выемку 18 (см. рис. 2-4)

10

на блоке и радиально расположенные отверстия 10 в основании фильтра поступает в корпус. Затем смазка проходит через поры бумажного и пластмассового фильтрующих элементов, очищается при этом от загрязнений и поступает в центральную полость 6, откуда через отверстие штуцера 19 попадает в главный масляный канал блока двигателя. Ввиду того что датчик давления масла расположен в задней части блока, он показывает давление с учетом его возможных потерь в фильтре. При чрезмерном загрязнении фильтрующего элемента или при повышенной вязкости применяемого масла за счет перепада давления между кольцевой 7 и центральной 6 полостями фильтра

откроется перепускной клапан 4 (см. рис. 3-10), который пропу*| стит в масляную магистраль неочищенное масло. Таким образом ! трущиеся поверхности будут избавлены от масляного голодания.1; Подобное явление может возникнуть при использовании относительно густых летних масел в условиях низких температур. По;] мере прогрева масла его вязкость уменьшится, перепускной клапан; закроется и смазка вновь пойдет через фильтрующий элемент. Кроме перепускного клапана 4, фильтр имеет противодренаж*| ный клапан 8, выполненный в виде манжеты из специальной рези-• ны. Он пропускает масло в фильтр и не позволяет ему вытечь в масляный картер. Следовательно, полость фильтра и часть каналов системы смазки при выключенном двигателе оказываются заполненными!

11

маслом. Это позволяет ускорить подачу масла к труг щимся поверхностям после запуска двигателя. Маслоналивная горловина 1 (рис. 3-11), через ко* торую двигатель заправляет* ся маслом, находится на задней части крышки клапанного механизма. Горловина герметично закрывается пробкой, уплотняемой прокладкой. Стержневой указатель уровня масла 2 установлен в специальном приливе с левой части блока двигателя и уплотнен прокладкой. На нижней части стержня еде*1 ланы две метки: нижняя со* ответствует минимальному, а верхняя — максимальному уровню масла. Уход за системой смазки. От исправного состояния

системы, ее грамотного и своевременного обслуживания в процессе эксплуатации автомобиля, наконец, от применения соответствующих масел в значительной степени зависит надежность работы двигателя и его долговечность. Моторное масло для быстроходного двигателя внутреннего сгорания должно отвечать многим требованиям, основные из которых заключаются в следующем: а) вязкость масла не должна сильно изменяться в зависимости от теплового состояния двигателя и температуры окружающего воздуха; при любых условиях между трущимися поверхностями должен существовать масляный клин;

б) химическая стабильность масла и находящихся в нем спе* циальных присадок должна быть достаточно высокой, чтобы в период службы (для двигателей ВАЗ-2101 периодичность смены моторного масла составляет 10 000 км пробега автомобиля или 6 месяцев) смазка сохраняла требуемые качества; в) масло не должно быть химически агрессивным, склонным к вспениванию или выделению труднорастворимых осадков. Кроме того, масло должно обладать моющим свойством, то есть способностью растворять в себе осадки и шлам, которые откладываются на внутренней полости двигателя. Даже далеко неполный перечень требований, предъявляемых к маслу, свидетельствует о том, что двигатель следует заправлять только теми маслами, которые для него рекомендованы. При выпуске автомобиля с завода в его двигатель заливается необходимое количество соответствующего масла, которое следует заменить одновременно с масляным фильтром после пробега автомобилем первых: 1500—2000 км. Вторую смену масла следует произвести после пробега автомобилем 4000—5000 км одновременно с заменой масляного фильтра. При дальнейшей эксплуатации очередная их замена производится через каждые 10 000 км пробега автомобиля, но не реже чем через 6 месяцев. При смене масла рекомендуется сливать его из прогретого двигателя, установив автомобиль таким образом, чтобы обеспечить благоприятные условия для более полного его стекания через сливное отверстие. Масляный фильтр отворачивается без значительного усилия. При возникновении же затруднений с его отворачиванием следует воспользоваться специальным приспособлением, состоящим из плотно охватывающего корпус фильтра хомута и рукоятки. При установке нового масляного фильтра необходимо убедиться в исправности уплотнительного кольца и, совместив фильтр с резьбовым штуцером, завернуть его руками до отказа. Далее, ввернув сливную пробку, через маслоналивную горловину залить свежее масло, уровень которого должен соответствовать верхней метке измерительного стержня. Затем запустить двигатель и, дав ему поработать на холостом ходу 3—5 мин, убедиться в отсутствии течи масла в местах крепления сливной пробки и масляного фильтра. Затем, выключив двигатель, подождать 10—15 мин, пока вся смазка стечет в картер, проверить его уровень и при необходимости долить масло. Контроль состояния системы смазки заключается в проверке количества масла. Обычно она производится через 500 км пробега автомобиля, спустя 10—15 мин после выключения двигателя, а также при необходимости в его пополнении. При работающем двигателе сигнальная лампа ж (см. рис. 1-10) не должна включаться, если давление масла не упадет ниже 0,35—0,45 кгс/см2. При загорании лампы следует немедленно выключить двигатель, обнаружить и устранить неисправность, вызвавшую падение

12

давления масла. При оборотах холостого хода допускается включение сигнальной лампы. Наиболее вероятными причинами падения давления масла могут быть: а) низкий уровень масла в картере двигателя; б) перегрев двигателя, повлекший за собой снижение вязкости масла; в) применение масла с вязкостью ниже рекомендованной; г) разрушение вкладышей подшипников коленчатого вала (обычно сопровождаемое появлением стуков); д) неисправность датчика указателя давления; е) ненормально низкие обороты холостого хода; ж) деформация масляного картера.