Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

СИСТЕМА ПИТАНИЯ

Размещение запаса топлива на автомобиле, подача его в двигатель и дозирование в зависимости от режима работы, очистка расходуемого двигателем воздуха, выпуск и уменьшение шума выпуска отработавших газов — вот те функции, которые выполняет система питания. На автомобиле «Жигули» к системе питания относятся следующие основные узлы и приборы: топливный бак, бензотрубопроводы, бензиновый насос, воздушный фильтр, карбюратор, механизмы управления карбюратором, впускной и выпускной коллекторы, трубы и глушители шума выпуска отработавших газов, указатель количества топлива в баке с датчиком включения сигнальной лампы. Топливный бак автомобиля размещен в багажном отделении, в правом заднем крыле, а его наливная горловина выведена в нишу, закрываемую снаружи крышкой. Горловина закрывается герметично резьбовой (М60х2) пробкой, уплотняемой прокладкой. Бак, опирающийся ребром жесткости и своей нижней частью на две резиновые прокладки, крепится к кузову стяжным хомутом. Емкость топливного бака 39 л, в том числе 4—6,5 л служат резервом. О начале расходования резерва водителю сигнализирует сигнальная лампа а на щитке приборов (см. рис. 1-10). Количество топлива в баке измеряется электрическим датчиком уровня, установленным в баке, и контролируется указателем б на щитке приборов.

Бак стальной, сварен нз двух штампованных половин и для предохранения от коррозии освинцован. В его верхнюю часть (рис. 3-13) вмонтированы: патрубок наливной горловины, фланец; для установки приемной трубки 7, датчик уровня бензина 2 и дренажная трубка 1. Приемная трубка, опускающаяся до дна бака, на нижней своей части имеет сетчатый фильтр. Через дренажную трубку бак сообщается с атмосферой, для! чего на трубку надет гибкий шланг, второй конец которого выве-1 ден в нишу наливной горловины. В нижней части бака сделано] отверстие для слива топлива, закрываемое пробкой с резьбой] М10Х1. Верхняя часть бака закрыта пластмассовым щитком 4л а ниша наливной горловины уплотнена облицовкой, изготовленной из специальной резины.

14

Уход за топливным баком заключается в периодическом контроле его крепления, герметичности корпуса и соединений, уплотненных прокладками, наличия контакта в местах подключениядатчиков уровня и резерва топлива, а также в предохранении и очистке внутренней полости бака от загрязнения. Топливные трубопроводы, по которым бензин поступает избака в бензиновый насос и затем в карбюратор, выполнены из стальных освинцованных или оцинкованных трубок с внутренним диаметром 6,5 мм и наружным диаметром 7,5 мм. Эти трубкив местах, требующих подвижности, соединены между собой резиновыми шлангами в тканевой оплетке. Трубопровод, идущий от бака к бензонасосу, проложен полевой стороне туннеля карданного вала и зафиксирован скобами.Уход за трубопроводами заключается в обеспечении их герметичности и механической целостности. Бензиновый насос диафрагменного типа, установленный на приливе блока с левой стороны двигателя (см. рис. 2-2,а), засасывает топливо из бака и подает его под давлением в карбюратор.

Привод насоса осуществляется эксцентриком горизонтального вала , приводящего в движение масляный насос, через стальной стержневой толкатель 1 (рис. 3-14). Корпус бензинового насоса 5 состоит из верхней и нижней частей, отлитых под давлением из цинкового сплава, которые соединены между собой шестью винтами с резьбой М5Х0,8. Между верхней и нижней частями устанавливается двойная эластичная диафрагма (рис. 3-16), собранная на вертикальном штоке, нижний конец которого выходит в нижнюю часть корпуса.

15

Диафрагма в сборе состоит из двух двойных эластичных листов 4 и 6, между которыми установлена дистанционная прокладка 5. С торцов диафрагма сжата двумя стальными чашечками 3 и 7, стягиваемыми гайкой 8. Усилием пружины 12 (рис. 3-15), находящейся между нижней чашечкой диафрагмы и опорой на нижней части корпуса насоса, диафрагма 2 вместе со штоком 13 постоянно поднимается в верхнее положение. В верхней части корпуса насоса установлены два неразборных пластинчатых клапана: всасывающий 5 и нагнетательный 3, которые при работе насоса пропускают поток бензина лишь в одном направлении. ЩСверху насос закрывается стальной штампованной крыш!кой 7, затягиваемой болтом 9 с резьбой М5х0,8. Между крышкойи корпусом установлен фильтр б, представляющий собой нейлоновую сетку, заделанную в прокладку. В приливы верхней части корпуса запрессованы два латун4ных патрубка. Горизонтальный соединен с трубопроводом, подводящим топливо из бака, а вертикальный связан гибким шлангомс карбюратором.

16

Нижняя часть корпуса 1 насоса снабжена фланцем, который крепится к блоку двигателя двумя шпильками. Между фланцами блока и насоса устанавливается теплоизоляционная проставка 11 (см. рис. 3-14) и с обеих ее сторон прокладки 10 и 12. Нормальная работа бензинового насоса будет обеспечена лишь в том случае, если выступание толкателя а при его крайнем утопленном положении окажется равным 0,8—1,3 мм, Установка

заданного размера обеспечивается при сборке применением прокладок: — прокладка толщиной 0,27—0,33 мм; — прокладка толщиной 0,70—0,80 мм; — прокладка толщиной 1,20—1,30 мм. Следует помнить, что между фланцем насоса и теплоизоляционной проставкой всегда должна быть установлена прокладка 1,

17

а между фланцем блока и проставкой может находиться прокладка из набора (1,2 или 3) для того, чтобы выступание толкателя а составляло требуемые 0,8—1,3 мм. В нижней части корпуса бензинового насоса установлен рычажный механизм для механического и ручного привода, работа которого происходит следующим образом: 1. При механическом приводе насоса толкатель, движущийся возвратно-поступательно под воздействием эксцентрика, один pai за два оборота коленчатого вала двигателя нажимает на верхнюк^ часть рычага заполнителя 15 (см. рис. 3-15). Он же, качаясь н^ своей оси /7, сжимает пружину 14, упирается в выступ надето*! на ту же ось балансира 18 и, поворачивая его против часовой стрелки, перемещает вниз его левое плечо. Вильчатый паз баланГ сира, выштампованный в этом плече, опирается на заплечики што% ка диафрагмы и перемещает вниз закрепленную между чашечками центральную часть диафрагмы, сжимая центральную тарирован^ ную пружину. После того как по мере вращения эксцентрика толкатель no-jлучит возможность вернуться в исходное положение, он будет воз4вращен в него усилием пружины 14 вместе с рычагом заполнителя.]Ввиду отсутствия жесткой связи балансир может отстать от!рычага запрлнителя, так как возвращение его в верхнее положе-jние происходит вместе со штоком диафрагмы под действием npyiжины 12. Таким образом, при механическом приводе бензинового насо-jса его диафрагма совершает возвратно-поступательные движения, перемещаясь вниз (при всасывании бензина из бака) под дей-'ствием системы рычагов и возвращаясь вверх (при нагнетании бензина в карбюратор) усилием центральной пружины, тарировка которой обеспечивает избыточное давление 0,2—0,25 кгс/см2. 2. Для ручного привода в нижнем корпусе установлен рычаг заливателя 20, неподвижно соединенный с эксцентриком 16. При отсутствии постороннего воздействия нажимная опора рычага усилием пружины 19 отжата в верхнее положение. Заполнение бензопроводов и карбюратора при неработающем двигателе производится многократным нажатием на рычаг заливателя 20 (также 6 на рис. 3-14), который при этом, проворачиваясь вместе с эксцентриком 16, отжимает вниз балансир. Следует помнить, что ручная заливка невозможна, если толкатель находится на вершине эксцентрика; в этом случае коленчатый вал двигателя следует провернуть на один оборот. Перекачка топлива насосом происходит за счет чередований разрежения и избыточного давления в наддиафрагменной полости;насоса. При перемещении диафрагмы рис. 3-16 вниз объем полости увеличивается и через всасывающий клапан 5 наддиафрагменное пространство заполняется бензином, который фильтруется, проходя через сетчатый фильтр 6. Нагнетательный клапан при этом закрыт. Далее при перемещении диафрагмы вверх, которое происходит под действием пружины /2, находящейся в поддиафрагменном пространстве, бензин через открывшийся нагнетательный клапан 3 под давлением поступает в выходной патрубок и через : шланг — в карбюратор. При заполнении карбюратора до нормального уровня подача бензина насосом прекратится, так как запорный клапан карбюра-

тора будет закрыт его поплавком. При этом диафрагма насоса останется в нижнем положении и рычаг заполнителя будет совершать вместе с толкателем холостые движения. По мере расходования топлива уровень его в поплавковой камере понизится, давление поплавка на клапан уменьшится и станет меньше давления, под которым топливо находится в подводящей трубке, что вызовет вновь заполнение поплавковой камеры бензином до нормального уровня. Таким образом, фактическая производительность бензинового насоса автоматически поддерживается равной расходу топлива двигателем. Следует помнить, что поддержание нормального уровня топлива в поплавковой камере зависит не только от карбюратора, но и от давления, создаваемого топливным насосом. Из рис. 3-15 видно, что давление, под которым топливо подается в карбюратор, зависит прежде всего от жесткости центральной пружины диафрагмы. Запорное устройство карбюратора двигателя рассчитано на работу с бензиновым насосом, подающим топливо под давлением 0,2—0,4 кгс/см2. Бензиновый насос имеет следующие основные параметры: !. Максимальное давление бензина: 0,2—0,25 кгс/см2. 2. Производительность L 60 л/ч при 2000 об/мин двигателя. 3. Разрежение всасывания 2—2,5 м вод. ст. Уход за бензиновым насосом заключается в периодической очистке его от загрязнений, для чего необходимо снять его крышку и сетчатый фильтр. Следует ^также следить за герметичностью бензопроводов, исправностью диафрагмы и клапанов насоса. Снимать и разбирать полностью насос можно лишь после выявления необходимости замены его; деталей, помня, что при сборке и установке должен быть выдержан упомянутый выше размер выступания толкателя (см. рис. 3-14). Воздушный фильтр, примененный на двигателе автомобиля, снабжен сменным сухим бумажным фильтрующим элементом, через который проходит весь воздух, поступающий в карбюратор двигателя. Фильтр (рис. 3-17) прикреплен к верхней части карбюратора через резиновую прокладку 9 при помощи нрижимной пластины 7 и четырех шпилек с самоконтрящимися гайками 6. Воздушный фильтр состоит (рис. 3-18) из стального штампованного корпуса 11 с основанием и двумя патрубками 9 и 10, через которые в фильтр поступает воздух, бумажного фильтрующего элемента 7, фильтрующего элемента 6 приточной вентиляции картера, коллектора вытяжной вентиляции картера с тремя патрубками и крышки 8. Корпус 11 фильтра — стальной, штампованный. К нему приварены основание (нижняя часть корпуса), приемный патрубок теплого воздуха 9, приемный патрубок воздушного фильтра 10 и коллектор вытяжной вентиляции картера 11 с тремя патрубками (см. рис. 3-17).

К основанию корпуса приклепаны три стойки, к которым тремя барашковыми гайками крепится крышка. Крышка 8 фильтра (см. рис. 3-18) также стальная, штампованная, имеет наружный диаметр 283 мм. К ее нижней части приварена регулирующая перегородка 4 и приклеены две прокладки: резиновая 3, уплотняющая стык между крышкой и корпусом воздушного фильтра, и прокладка 5 регулирующей перегородки^ уплотняющая перекрываемое перегородкой отверстие.

18

Корпус фильтра и его крышка покрашены эмалью. На наружной поверхности крышки имеются две метки: голубая В и красная Г, которые служат для установки сезонной регулировки фильтра. Летом, когда в двигатель должен подаваться свежий, неподогретый воздух, крышка фильтра устанавливается так, чтобы со стрелкой Д на входном патрубке фильтра совпала голубая метка В. При таком положении крышки регулирующая перегородка перекроет отверстие патрубка 9. Зимой крышка фильтра расположена так, чтобы со стрелкой Д совпала красная метка. При этом регулирующая прокладка перекроет отверстие патрубка 10 и в фильтр будет поступать теплый воздух из патрубка 9, который соединен шлангом с воздухозаборнйком теплого воздуха, расположенным над выхлопным коллектором. Фильтрующий элемент воздушного фильтра 7 имеет цилиндрическую форму и состоит из бумажного гофрированного фильтра, внутренней и наружной оболочек, изготовленных из жестяной перфорированной ленты с отверстиями диаметром 8 мм, верхнего и нижнего эластичных ободов. Эластичные ободы изготовлены из

19

синтетических материалов и при установке элемента в фильтр обеспечивают надежное уплотнение торцов. | НБумажный фильтр изготовлен из специальной пористой бумаги. Он обладает низким сопротивлением впуска и высокой фильтрующей способностью; его активная поверхность равна 3024— 3108 см2, число гофр —180+5, высота складок 17,5 мм. При эксплуатации автомобиля в нормальных условиях фильтрующий элемент 7 следует менять после пробега 10 ОО О км.

20

Фильтрующий элемент 6 вентиляции картера также бумажный, имеет рабочую поверхность 81 см2 и заменяется одновременно с фильтрующим элементом воздушного фильтра. При эксплуатации необходимо своевременно заменять фильтрующие элементы (уменьшая срок замены при езде по пыльным дорогам), следить за герметичностью уплотняемых соединений и правильностью регулировки. Выпуск отработавших газов и глушение шума выпуска. Отработавшие в цилиндрах двигателя газы выпускаются в атмосферу через систему выпуска, которая уменьшает шум выпуска газов и отводит их в направлении, наименее мешающем водителю, пешеходам и другим транспортным средствам. Выпускная система «Жигулей» включает выпускной коллек-. тор двигателя 5 (рис. 3-19), приемную трубу глушителя с фланцем 1 (рис. 3-20), дополнительный глушитель 2, основной глушитель 3 с отводящей трубой, прокладки, детали соединения труб, крепления труб и глушителей. Выпускной коллектор двигателя 5—чугунный, крепится к головке блока цилиндров с правой стороны на шпильках семью гайками, размещаясь под впускным коллектором (см. рис. 3-19). Необходимое уплотнение прилегающих фланцев головки блока и выпускного коллектора обеспечивается устанавливаемой между ними прокладкой, состоящей из двух частей.

21

Для уменьшения противодавления на выпуске отработавшие газы отводятся вначале раздельно из каждого цилиндра. Затем в выпускном коллекторе соединяются патрубки / и IV, II и // / цилиндров. Наконец, в приемной трубе глушителя на расстоянии около 1 м от плоскости фланцев коллектора обе трубы сходятся в одну. Выпускные трубы изготовлены из специальной стали, не поддающейся коррозии от воздействия высоких температур и химически агрессивных веществ, содержащихся в отработавших газах. В местах стыка трубы входят одна в другую и стягиваются хомутами. Фланец приемной трубы крепится к выходному фланцу выпускного коллектора четырьмя шпильками и гайками с резьбой М8Х1,25 и уплотняется прокладкой. Подвижность системы выпуска, необходимая для предохранения ее от поломок при небольшом перемещении двигателя на его подвеске, обеспечивается подвеской системы на резиновых ремнях.

В системе выпуска применено двойное расширение отработавших газов: вначале оно происходит в дополнительном глушителе 2 (рис. 3-20), а затем — в основном 3. Оба глушителя — неразборной конструкции. Их корпуса сварены из специальной стали толщиной 1 мм. Внутри их размещены перегородки и перфориро-:ванные трубы. В основном глушителе — четыре перегородки и две диафрагмы, дросселирующие сучение трубы, а в дополнительном глушителе две перегородки. Для снижения уровня шума корпуса обоих глушителей покрыты снаружи изолирующими асбестовыми прокладками и за-?ключены в кожухи, изготовленные из стали толщиной 0,8 мм. Основной глушитель подвешен к кузову на двух резиновых ремнях за имеющиеся в его отбортовках проушины и на заднем?резиновом ремне за отводящую трубу, которая приварена к глушителю. Снижение шума выпуска отработавших газов в глушителях происходит за счет уменьшения их энергии при изменении направления и уменьшения скорости истечения газов. В процессе эксплуатации необходимо следить за плотностью затяжки прокладок выпускного коллектора, приемной трубы глушителя и хомутов в местах соединений трубопроводов. Кроме того, периодически следует проверять крепежные детали подвески труб и глушителей, подтягивая их при необходимости. Карбюратор. Двигатель «Жигулей» оборудован карбюратором типа «Вебер — 32DC/?», который установлен на впускной трубе с правой стороны двигателя и закреплен четырьмя гайками (см. рис. 2-2, б). Экономичность и мощность двигателя в значительной мере зависят от исправной работы карбюратора, являющегося одним изсамых сложных и ответственных узлов автомобиля. Схема карбюратора представлена на рис. 3-21 —3-24, а его внешний вид показан на рис. 3-25 — 3-29. Карбюратор двухкамерный, вертикальный (с падающим потоком смеси), с последовательным открытием дроссельных заслонок и автоматическим пусковым устройством. Подобная конструкция позволяет получить высокую мощность двигателя в сочетании с хорошей экономичностью, устойчивой работой на всех режимах и возможностью надежного пуска. Карбюратор (см. рис. 3-21—3-29) имеет одну поплавковую камеру 121 и два главных воздушных канала, направляющих поток в основную (или первичную) 104 и дополнительную (или вторичную) 108 смесительные камеры карбюратора. Принятые на рис. 3-21—3-29 цифровые обозначения элементов карбюратора для удобства работы с данным пособием сохранены и на других рисунках, относящихся к данному разделу. В главные воздушные каналы карбюратора входят: приемные воздушные патрубки 22 и 29, большие 107 и малые 23 и 28 диффузоры и смесительные камеры 104 и 108 с дроссельными заслонками 106 и 109.

В приемном воздушном патрубке 29 основной камеры карбюратора установлена воздушная заслонка 30 пускового устройства. Для нормальной работы двигателя при пуске и на всех эксплуатационных режимах карбюратор имеет несколько систем и устройств, взаимодействие которых обеспечивает подачу топлива и приготовление горючей смеси, близкой по своему составу к наивыгоднейшей. К этим системам и устройствам относятся: 1. Поплавковая камера 121. В ней при помощи поплавка 10 и игольчатого клапана 7 автоматически поддерживается постоянный уровень топлива, поступающего от бензонасоса через трубку/ и сетчатый фильтр 4 по каналу 124. Переднее расположение поплавковой камеры способствует увеличению уровня топлива в распылителях при движении автомобиля на подъем, несколько обогащая этим самым смесь, и предохраняет двигатель от переобогащения при резком торможении автомобиля. Игольчатый клапан 7 снабжен демпфирующей пружиной 6. Она уменьшает колебания иглы клапана при движении автомобиля на неровной дороге. Такое устройство позволяет обеспечить постоянную герметичность клапана, который прижимается снизу к своему седлу 8 язычком 122 поплавка 10, шарнирно закрепленного на оси 123. В нижней части поплавковой камеры сделаны два резьбовых отверстия, в которые ввернуты главные топливные жиклеры 42 и 11. Кроме того, в поплавковой камере предусмотрено отверстие, по которому топливо поступает в топливный канал системы эконостата (экономайзера) 119, а также два отверстия, через которые камера соединена с каналами 45 и 96 ускорительного насоса. Для уменьшения влияния сопротивления воздушного фильтра поплавковая камера сбалансирована, то есть сообщается с внутренней полостью воздушного фильтра через каналы 17 в крышке 2 корпуса карбюратора. В верхней части поплавковой камеры и во внутренней полости воздушного фильтра при выключенном двигателе могут накапливаться пары топлива. Их присутствие затрудняет запуск горячего двигателя при открытом положении дроссельной заслонки, соответствующем холостому ходу. Для отвода этих паров служит клапан 68, который открывается под воздействием пружины 69 и через канал 70 в крышке корпуса карбюратора сообщает поплавковую камеру с атмосферой. 2. Главная дозирующая система является основным дозирующим устройством, которое обеспечивает приготовление горючей смеси при работе двигателя на средних и высоких оборотах. По своей схеме главная дозирующая система карбюратора представляет собою простейший карбюратор с корректирующим устройством, которое обеспечивает подачу в двигатель смеси экономичного состава в основном диапазоне эксплуатационных режимов.

22

Рис. 3-21-3-24. Схема карбюратора: j — трубка топливопровода; 2 —верхний корпус (крышка поплавковой камеры); 3 — пробка; 4 —сетчатый топливный фильтр; 5 —шарик демпфера игольчатого клапана; 6 — пружина демпфера; 7 —игольчатый топливный клапан; 5 —седло клапана; 9 — прокладка; /0 —поплавок; 11 — главный топливный жиклер вторичной камеры; 12 — топливный жиклер дополнительной системы; 13 — топливный жиклер эконостата; 14 — эмульсионный канал эконостата; 15 — воздушный жиклер эконостата; 16 — воздушный жиклер дополнительной системы; 17 — канал балансировочный поплавковой камеры; 18 — главный воздушный жиклер вторичной камеры; 19 — эмульсионный жиклер эконостата; 20 — распылитель эконостата; 21 — распылитель главной дозирующей системы вторичной камеры; 22—приемный воздушный патрубок вторичной камеры; — малый диффузор вторичной камеры; 24 —шариковый клапан распылителя ускорительного насоса; 25 — винт крепления распылителя ускорительного насоса; 26 — корпус распылителя ускорительного насоса; 27 — выходное отверстие распылителя ускорительного насоса; 28 — малый диффузор первичной камеры; 29 — приемный воздушный патрубок первичной камеры; 30 — воздушная заслонка пускового устройства; 31 — распылитель главной дозирующей системы первичной камеры; 32, 38 — технологический канал; 33 — эмульсионный канал; $4 — главный"'.воздушный-жиклер первичной камеры; 35 — отверстия эмульсионной трубки; 36 — трубка эмульсионная первичной камеры; 37 — топливный канал системы холостого хода; «3 0 —воздушный жиклер системы холостого хода; 40 — канал системы холостого хода; 41 топливный жиклер системы холостого хода; 42 — главный топливный жиклер первичной камеры; 43, 46 — пробка; 44 — жиклер перепускной ускорительного насоса; 45 г* топливный канал ускорительного насоса; 47 — шариковый клапан ускорительного насоса; 48 — прилив корпуса карбюратора для ускорительного насоса; 49 — пружина диафрагмы ускорительного насоса; 50 — диафрагма ускорительного насоса; 51 — цилиндр толкателя ускорительного насоса; 52 —пружина толкателя ускорительного насоса; 53 — пята толкателя ускорительного насоса; 54кронштейн крепления оболочки тросового привода воздушной ^ заслонки; 55 —пружина; 56 — тяга привода дроссельной заслонки от воздушной; 57 — трехплечий рычаг привода воздушной заслонки; 55 —ось воздушной заслонки; 59 — рычаг привода воздушной заслонки; 60 — тяга автоматического привода воздушной заслонки; 61 — рейка пускового устройства; 52 —корпус пускового устройства; 63 — диафрагма пускового устройства; 64 — пружина пускового устройства; 65 — крышка пускового устройства; 66 — регулировочный винт пускового устройства; 67 — пробка; 68 — разгрузочный клапан; 59 — пружина разгрузочного клапана; 70 — разгрузочный канал; 71 — верхний канал системы вентиляции картера; 72 —трубка отсоса картерных газов; 73 —золотник отсоса картерных газов; 74 — нижний канал системы вентиляции картера; 75 —ролик рычага привода ускорительного насоса; 76 — кулачок привода разгрузки поплавковой камеры и ускорительного насоса; 77 — промежуточный рычаг разгрузочного клапана; 78 — шток привода разгрузочного клапана; 79 — автоматическое пусковое устройство; 80 — канал автоматического пускового устройства; 81 — телескопическая тяга привода воздушной заслонки; 52 —упорный винт дроссельной заслонки первичной камеры; 83 — рычаг привода дроссельной заслонки первичной камеры; 84 — ведущий выступ рычага управления дроссельной заслонкой первичной камеры; 85 — рычаг управления дроссельной заслонкой; 86 — промежуточный рычаг привода

23

24

Как известно, элементарный карбюратор при увеличении расхода воздуха склонен переобогащать горючую смесь. Для компенсации переобогащения в главной дозирующей <Щ стеме применено пневматическое торможение топлива путем его эмульсирования в эмульсионном колодце перед распылителем, т. е. путем регулирования разрежения за главным топливным жиклером.

25

Карбюратор снабжен двумя главными дозирующими системами, различающимися размерами жиклеров, распылители которых 31 и 21 выведены в малые диффузоры 28 и 23 основной и дополнительной камер карбюратора. Примененный в главных дозирующих системах карбюратора принцип компенсации путем эмульсирования топлива способствует образованию топливо-воздушной эмульсии и лучшему распылению топлива* В главную дозирующую систему первичной камеры входит прежде всего топливный жиклер 42, а также эмульсионная трубка 36 с двенадцатью радиальными отверстиями 35. Она устанав-

ливается в эмульсионный колодец сверху. Воздушный жиклер 34 ввернут на резьбе М8Х1 в верхнюю часть эмульсионного колодца. В главную дозирующую систему первичной камеры также входит канал <35 , соединяющий эмульсионный колодец 99 с распылителем 31, выведенным в узкое сечение малого диффузора 28. В главную дозирующую систему вторичной камеры входит главный топливный жиклер 11у эмульсионная трубка 118 с двенадцатью радиальными отверстиями, устанавливаемая в эмуль-

26

сконный колодец 116 сверху. Воздушный жиклер 18 ввернут на резьбе М8Х1 в верхнюю часть эмульсионного колодца. Распылитель 21 главной дозирующей системы вторичной камеры соединен каналом с эмульсионным колодцем и выходит в узкое сечение малого диффузора 23. В эмульсионные колодцы главных дозирующих систем выходят выполненные в корпусе карбюратора каналы, которые служат для подвода топлива к системе холостого хода первичной камеры и для дополнительной системы вторичной камеры. .3. Система холостого хода предназначена для питания двигателя горючей смесью при прикрытой дроссельной заслонке, когда разрежение в диффузоре недостаточно для работы главной дозирующей системы. Кроме того, она обеспечивает плавный переход

27

двигателя с холостого хода на работу с нагрузкой. Системой холостого хода оборудована только первичная камера. Подача топлива в нее производится из главной дозирующей системы. В систему холостого хода входят: вертикальный топливный канал 37, топливный жиклер холостого хода 41, ввернутый на резьбе Мб с правой стороны в корпус карбюратора и уплотняемый внутренним конусным торцом. Воздуцшый жиклер холостого хода 39 запрессован в вертикальный канал с верхнего торца корпуса карбюратора. Он выступает в верхнюю часть поплавковой камеры. В систему холостого хода входят каналы 40 и 100, по которым эмульсия поступает к выходному отверстию /03, расположенному ниже дроссельной заслонки. Его проходное сечение регулируется винтом 97 с резьбой М5Х0,8, который фиксируется пружиной 98. Кроме того, система холостого хода включает переходные отверстия 101 и 102, служащие для обеспечения подачи горючей смеси при открывании дроссельной заслонки 106. 4. Вспомогательная (дополнительная) система, имеющаяся во вторичной камере 108, служит для плавного включения в работу этой камеры при небольших углах открытия ее дроссельной заслонки 109, когда разрежение в распылителе главной дозирующей системы 21 недостаточно для включения ее в работу. По своей схеме и принципу действия вспомогательная система вторичной камеры аналогична системе холостого хода первичной камеры и отличается от нее только пропускной способностью жиклеров и отсутствием выходного отверстия, подающего топливовоздушную эмульсию в смесительную камеру при закрытой дроссельной заслонке. К вспомогательной системе вторичной камеры относятся горизонтальный и вертикальный каналы, по которым топливо поступает от эмульсионного колодца 116 к топливному жиклеру дополнительной системы 12. Этот жиклер имеет резьбу Мб и находится с левой стороны корпуса карбюратора. Уплотняется он внутренним конусным торцом. Воздушный жиклер дополнительной системы 16 запрессован в вертикальный канал с верхнего торца корпуса карбюратора. Он сообщает каналы дополнительной системы с верхней частью поплавковой камеры через свое калиброванное отверстие. По каналам 113 воздушная эмульсия поступает к переходным отверстиям 111 и 112, выходящим во вторичную камеру 108 несколько выше дроссельной заслонки 109 при ее закрытом положении. 5. Экономайзерное устройство (эконостат). Им снабжена вторичная камера. Назначение устройства — обогащение состава смеси, которое необходимо при полностью открытых дроссельных заслонках карбюратора и высоком расходе воздуха. Эконостат включен параллельно главной дозирующей системе. Он не имеет клапана и соответственно привода, так как его включение в работу происходит автоматически при определенной скорости движения воздуха в малом диффузоре 23 вторичной камеры 108.

К экономайзерному устройству относится канал 119, по кото-Црому топливо из поплавковой камеры 121 подводится к топливно-Шму: жиклеру эконостата 13, запрессованному в крышку корпусакарбюратора 2. В эконостат входит также воздушный жиклер 15тпо которому воздух из верхней части поплавковой камеры поступает в канал 14. Там сш смешивается с поступившим из жикле-%ра 13 топливом и через эмульсионный жиклер 19 по распылителю 20 вводится в малый диффузор 23 вторичной камеры.

28

6. Ускорительный насос служит для кратковременного обогащения смеси при резком открытии дроссельных заслонок, обесЦпечивая при экономичной регулировке карбюратора хорошуюприемистость двигателя. В отличие от экономайзера ускорительный насос работает короткое время и только при резком открытиидросселя. На карбюраторе «Жигулей» применен диафрагменный ускорительный насос с механическим приводом от дроссельной заслонки. Насос размещен с правой стороны карбюратора; внутренняя полость его образована углублением в теле прилива корпуса карбюратора 48 и крышкой ускорительного насоса 91, которая крепится к корпусу четырьмя винтами М4. 73

Подача топлива от насоса производится только в первичную камеру карбюратора. К ускорительному насосу относятся: диафрагма 50, пружина 49; телескопический толкатель 94 с пружиной 52, цилиндром 51 и пятой 53; жиклер перепускного отверстия 44; шариковый клапан 47; каналы 45 и 96, соединяющие нагнетательную полость клапана с поплавковой камерой; канал 95, через который топливо подводится к отверстию распылителя ускорительного насоса 27 через клапан 24, помещенный в распылителе 26.

29

Привод насоса выполняется от рычага 93, поворачиваемого воздействием кулачка 76 на ролик 75. 7. Пусковое устройство предназначено для подачи сильно обогащенной горючей смеси, необходимой при запуске холодного двигателя. Основным элементом этого устройства является установленная в приемном воздушном патрубке 29 первичной камеры 104 воздушная заслонка 30 с двойным приводом — ручным и автоматическим. Помимо воздушной заслонки 30, к пусковому устройству относятся: рычаг 59, кронштейн 54, телескопическая тяга 81, рычаг 57, ось воздушной заслонки 58, автоматическое пусковое устройство 79, тяга 60 и канал 80. Кроме того, к этому же узлу могут быть отнесены тяга 56 и рычаг 87, при помощи которых одновременно с включением пускового устройства приоткрывается Дроссельная заслонка 106 первичной камеры 104.

Все перечисленные выше семь систем и устройств образуютсобственно карбюратор, который состоит из трех основных частей:корпуса 120, крышки корпуса 2 и корпуса дроссельных заслонок 114. Корпу с карбюратор а 120 отлит под давлением из цинкового сплава заодно с большими диффузорами 107, поплавковойкамерой 121, приливом ускорительного насоса 48 и приливом разгрузочного клапана 68. В корпусе расположены сверления и каналы систем холостогохода, главной дозирующей системы, эконостата, ускорительногонасоса и отсоса картерных газов. С задней стороны корпуса выполнены приливы, к которым крепятся кронштейн 54, ось рычага 57 привода включения воздушной заслонки, упорный винт 82,регулирующий степень прикрытия дроссельной заслонки первичной камеры, и патрубок 72, служащий для отсоса картерных газов.Нижний и верхний торцы корпуса карбюратора снабжены развитыми фланцами, к которым крепятся: сверху на пяти винтах срезьбой М5 крышка 2, уплотняемая бумажной прокладкой 9, аснизу—на двух винтах с резьбой М5 — корпус дроссельных заслонок 114. Между корпусом карбюратора и корпусом дроссельных заслонок установлена пластмассовая теплоизоляционная проставка 125 толщиной 3 мм, уплотняемая с обеих сторон бумажнымипрокладками. Трубки, запрессованные снизу в каналы 100 системы холостого хода, дополнительной системы 113, отсоса картерных газови вакуумного автоматического пускового устройства 80 обеспечивают соблюдение соосности обоих корпусов при сборке карбюратора. Дополнительно корпус дроссельных заслонок с корпусом карбюратора стягивается четырьмя шпильками при установке егона впускную трубу двигателя. При снятой крышке 2 (рис. 3-28) видны большие диффузоры 107у отлитые заодно с корпусом, малые диффузоры 28 и 23 с распылителями главных дозирующих систем 31 и 2/ , и распылителем эконостата 20, установленные сверху в приемные патрубки первичной и вторичной камер карбюратора, плотная посадка которыхобеспечивается специальными пружинами. Главные топливные жиклеры 42 и 11, имеющие наружнуюрезьбу М5Х0,8, ввернуты наклонно в заднюю стенку полости поплавковой камеры. Рядом с ними находится отверстие, по которому топливо поступает в систему экономайзера. Его каналы 14 и 119 видны на верхнем торце корпуса карбюратора. Там же размещены воздушные жиклеры 34 и 18 главных дозирующих систем. Они ввернуты в эмульсионные колодцы. Воздушные жиклеры системы холостого хода первичной камеры 39 и вспомогательной системы вторичной камеры 16 запрессованы в соответствующие каналы. Распылитель 26 ускорительного насоса закреплен проходящим сквозь него винтом 25, являющимся одновременно корпусом шарикового клапана 24. 75

Жиклер 44 и канал 96 соединяют топливную камеру с ускорительным насосом через каналы. В одном из каналов расположен шариковый клапан 47, а во втором — калиброванная втулка 44, доступ к которой возможен после вывертывания винта 43. По обеим сторонам поплавковой камеры, с боковых -сторон карбюратора, ввернуты топливные жиклеры холостого хода 41 и вспомогательной системы 12, имеющие резьбу Мб. Ускорительны й насо с — диафрагменного типа. Его литая крышка 91 крепится к приливу корпуса карбюратора четырьмя винтами с резьбой М4Х0,7. Насос состоит из диафрагмы 50, зажатой между фланцами корпуса и крышки, пружины 49у возвращающей диафрагму в исходное положение, телескопического толкателя 94 (включающего пружину 52, цилиндр 51 и пяту 53). В него входят также рычаг 93, шариковый клапан 47, сливное калиброванное отверстие 44, нагнетательный канал 96, шариковый клапан 24 с корпусом 25, корпус распылителя 26, отверстие которого выведено в первичную камеру карбюратора. Ускорительный насос имеет механический привод от кулачка 76, закрепленного на оси дроссельной заслонки первичной камеры. Опирающийся на кулачок 76 ролик 75 рычага 93 перемещается по выступам кулачка при вращении последнего. Разгрузочный клапан, размещенный в приливе корпуса, состоит из клапана 68, который под действием пружины 69 находится в открытом состоянии. При этом верхняя часть поплавковой камеры разбалансирована через канал 70, а положение дроссельной заслонки первичной камеры 106 соответствует холостому ходу. При открывании дроссельной заслонки закрепленный на-ней кулачок 76, проворачиваясь, освобождает промежуточный рычаг 77. Рычаг, в свою очередь, под действием пружины, установленной на его оси, через шток 78 переместит разгрузочный клапан 68 вверх, закрывая его, так как усилие пружины промежуточного рычага 77 преодолевает усилие пружины клапана 69. Корпус дроссельных заслонок 114 отлит из цинкоалюминиевого сплава. В нем размещены смесительные камеры 104 и 108 первичной и вторичной камер карбюратора, имеющие диаметр 32 мм каждая, а также каналы системы холостого хода 100, вспомогательной системы 113, отсоса картерных газов 7/, вакуумного привода воздушной заслонки 80 и обогрева зоны отверстий холостого хода охлаждающей жидкостью 115 с запрессованными в них трубками 117. Латунные дроссельные заслонки 106 и 109 при полностью закрытом положении находятся под углом 78° к продольной оси смесительных камер. Они установлены во фрезерованных пазах своих осей 105 и 110 симметрично относительно плоскости дросселя, и каждая из них закреплена двумя винтами. Оси дроссельных заслонок 105 и 110 расположены перпендикулярно к осям смесительных камер; подшипниками осей служат отверстия в приливах корпуса дроссельных заслонок. На оси дроссельной заслонки 105 первичной камеры со сторо-

ны привода в расточке корпуса установлен золотник 73. ПовораЯчиваясь вместе с осью, он изменяет проходное сечение отверстиядля прохода картерных газов, отсасываемых через патрубок 72 взадроссельное пространство через каналы 71 и 74\ это устройствовключено в систему вентиляции картера. Кроме золотника 73 и пружины, прижимающей его торец к перекрываемым отверстиям, на оси 105 сидят четыре рычага: 83 87, 85 и 86. Они служат для управления дроссельной заслонкойпервичной камеры, для управления вторичной камерой (воздействием рычага 86 на рычаг 89), а также для приоткрывания дроссельной заслонки при включении пускового устройства (от рычага 57 через тягу 56 и рычаг 57) и для установления необходимой степени открытия дроссельной заслонки на холостых оборотах, регу«лируемой вращением винта 82, упирающегося в рычаг 85, Рычаги 83 и 85 могут поворачиваться только вместе с осью105, а рычаги 86 и 87 сидят на оси свободно, разделенные листанционной втулкой и шайбами. С обратной стороны на ось надет кулачок 76, управляющийразгрузочным клапаном и ускорительным насосом. Там же расположена пружина, возвращающая ось с заслонкой в закрытое положение. Для предохранения от износа дроссельной заслонки вторичной камеры 109 и заклинивания в закрытом положении ее рычаг 89опирается на упорный винт 90, ввернутый снизу в прилив корпусаС противоположной стороны на ось 110 свободно надет промежу-*точный рычаг 77 включения разгрузочного клапана. Люфты в соединении рычагов привода камер выбираются пруЦжинными шайбами и пружинами. Дроссельная заслонка вторичнокамеры находится в закрытом положении под действием рычага86, оттягиваемого пружиной 55, благодаря чему выбирается люфтв соединении рычагов 89 и 86. Крышка корпуса карбюратора 2 (рис. 3-29), как и все его корнпусные детали, изготовлена точным литьем из цинкового сплаваи крепится к верхнему фланцу корпуса пятью винтами с резьбойМ5, Необходимое уплотнение обеспечивается прокладкой 9. В крышке расположены: балансировочный канал 17, воз душный жиклер 15 и канал 14 эконостата, канал 70 клапана разбалансировки поплавковой камеры, сетчатый топливный фильтр 4, закрепляемый и уплотняемый пробкой 3, и штуцер подвода топлива 1. Со стороны, обращенной к поплавковой камере, в крышку на резьбе М7Х1 ввернуто седло игольчатого клапана 8, а в специальном кронштейне расположена ось 123 поплавка 10. С задней стороны на двух винтах к крышке крепится автоматическое пусковое устройство 79, состоящее из корпуса 62, крышки 65, тяги 60, рейки 61, диафрагмы 63, пружины 64, регулировоч-<ного винта 66 и пробки 67. Системой просверленных в корпусных деталях каналов 80 наддиафрагменная полость автохматичсского пускового устройства 79

соединена с задроссельным пространством первичной камеры карбюратора. Нормальная работа карбюратора обеспечена тщательным подбором элементов его систем. Работ а карбюратора . В процессе эксплуатации автомобиля его двигатель работает на различных режимах, то есть с различным числом оборотов и с различными нагрузками. Как упомянуто выше, для обеспечения бесперебойной и плавной работы двигателя карбюратор имеет несколько систем, включающихся в работу автоматически. При проворачивании коленчатого вала двигателя или при ручной подкачке бензинового насоса топливо под давлением 0,2— 0,4 мгс/см2 поступает через штуцер 1. Оно фильтруется в сетчатом фильтре 4 и через кольцевую щель между отверстием в седле 8 и запорным конусом игольчатого клапана 7 (при открытом клапане) поступает в поплавковую камеру. При повышении уровня топлива поплавок 10 всплывает, проворачиваясь на оси 123, и, нажимая язычком 122 на завальцованный в клапане шарик 5, поднимает клапан. При достижении расчетного уровня подъемная сила поплавка превышает то усилие, которое от давления топлива стремится открыть клапан. Для предотвращения чрезмерного повышения уровня топлива в поплавковой камере от тряски двигателя "при его неустойчивой работе или при движении автомобиля по неровной дороге служит пружина 6, поглощающая незначительные вертикальные колебания поплавка. При пуске холодного двигателя, когда воздушная заслонка 30 через рычаг 57 и тягу 81 закрыта, а дроссельная заслонка первичной камеры приоткрыта благодаря перемещению тяги 56, при проворачивании коленчатого вала стартером в главном воздушном канале первичной камеры возникает разрежение. Вследствие перепада давлений в поплавковой камере и у выходных отверстий главной дозирующей системы 31 и системы холостого хода 101, 102 и 103 топливо из поплавковой камеры начнет поступать через главный топливный жиклер 42. Перемешиваясь с засасываемым через воздушные жиклеры 34 и 39 воздухом, оно будет фонтанировать из выходных отверстий, образуя обогащенную смесь, необходимую для легкого запуска холодного двигателя. Разрежение, которое образуется при проворачивании двигателя стартером, недостаточно для того, чтобы приоткрыть воздушную заслонку 30. При появлении вспышек в цилиндрах скорость вращения коленчатого вала увеличится, соответственно возрастет и разрежение в части впускного тракта, расположенной ниже возДушной заслонки. Ввиду того что ось воздушной заслонки 58 смещена разностью давлений на расположенные по разные, стороны от оси неравные части заслонки, последняя будет приоткрываться независимо от положения рычага 57. Это возможно потому, что рычаг соединен с осью заслонки не жестко, а через телескопическую тягу 81. Внутри тяги находится тарированная пружина, а тяга 60 свободно перемещается в проушине рейки 61.

По мере увеличения оборотов двигателя разрежение увеличится и через каналы 80 поступит к автоматическому пусковому устройству. Тогда диафрагма 63 под действием разрежения преодолеет усилие пружины 64 и переместится вправо. Она увлечет за собой рейку 61, тягу 60 и рычаг 59, жестко закрепленный на оси 58 воздушной заслонки, приоткрывая таким образом последнюю. Предельная величина хода рейки автоматического пускового устройства регулируется упором 66. Пусковое устройство карбюратора при увеличении разрежения во впускном тракте автоматически приоткрывает воздушную заслонку. Поэтому опасность остановки двигателя от чрезмерного переобогащения смеси сведена до минимума. Таким образом, при запуске холодного двигателя, когда воздушная заслонка пускового устройства закрыта, топливо поступает во впускной тракт двигателя через систему холостого хода и главную дозирующую систему первичной камеры. Для предотвращения чрезмерного переобогащения смеси при появлении вспышек в работе холодного двигателя служат автоматические устройства, приоткрывающие воздушную заслонку. Во время работы прогретого двигателя на холостом ходу; (когда воздушная заслонка открыта полностью, дроссельная заслонка первичной камеры открыта на небольшой угол, а вторичной камеры — закрыта) разрежение, создающееся под дроссельными заслонками, через выходное отверстие 103 передается в каналы 100 и 40, достигая топливного 41 и воздушного 39 жиклеров холостого хода. Образующаяся при этом топливо-воздушная эмульсия, перемешиваясь дополнительно с воздухом, который поступает из отверстий 101 и 102 (они лежат выше кромки дроссельной заслонки), через отверстие 103 направляется в смесительную камеру, впускную трубу и в цилиндры двигателя. Проходное сечение отверстия 103 регулируется конусной частью винта 97, положение которого фиксируется пружиной 98. При заворачивании винта 97 смесь обедняется, а при отворачивании — обогащается. Положение дроссельной заслонки, соответствующее минимальному устойчивому числу оборотов прогретого двигателя, регулируется упорным винтом 82. При оборотах холостого хода расход воздуха невелик и скорость его движения над дроссельной заслонкой мала. Создаваемое в этой зоне разрежение недостаточно для включения в работу главной дозирующей системы. При открытии дроссельной заслонки 106 скорость движения воздуха и, следовательно, разрежение у выходных отверстий 101 и 102 увеличивается. Отверстия последовательно включаются в работу, обеспечивая плавное увеличение оборотов двигателя подачей во впускную систему топливо-воздушной эмульсии. При дальнейшем открытии дроссельной заслонки возрастает разрежение в большом 107 и малом 28 диффузорах, что позволяет вступить в действие главной дозирующей системе. Через распыли-

тель 31 и канал 33 главной дозирующей системы разрежение передается в эмульсионный колодец 99, заполненный топливом, которое поступает снизу из поплавковой камеры через главный топливный жиклер 42. В верхнюю часть эмульсионного колодца ввернут главный воздушный жиклер 34. Воздух из него поступает в колодец через эмульсионную трубку 36 с двенадцатью радиальными отверстиями 35, расположенными в четыре ряда. Благодаря этим отверстиям достигается равномерное образование и истечение эмульсии. При увеличении угла открытия дроссельной заслонки и, следовательно, разрежения уровень топлива в эмульсионном колодце 99 начнет понижаться и дальнейшее увеличение расхода топлива будет тормозится воздухом, засасываемым через отверстия 35 эмульсионной трубки 36. Топливо в систему холостого хода подводится через канал 37, расположенный после главного топливного жиклера. Низкое сопротивление основных элементов главной дозирующей системы и большое сечение главного воздушного жиклера позволяют системе холостого хода продолжать подачу эмульсии в смесительную камеру и при полностью открытой дроссельной заслонке. Совместная работа главной дозирующей системы и системы холостого хода обеспечивает экономический состав смеси, необходимой при работе двигателя на режимах дросселирования, что соответствует скоростям движения автомобиля до 80 км/ч. Вторичная камера включается в работу после того, как дроссельная заслонка первичной камеры повернется примерно на 50—55°, когда до ее полного открытия останется 23—28°. При включении вторичной камеры рычаг 85, жестко закрепленный на оси первичной заслонки, повернется и упрется своим выступом 84 в промежуточный рычаг 86. Последний также переместится и своим пальцем 88, находящимся в продольном пазу кулисы 89, жестко закрепленной на оси вторичной заслонки 110, провернет кулису и вместе с ней дроссельную заслонку. Соотношение плеч рычагов подобрано так, чтобы полное открытие обеих дроссельных заслонок происходило одновременно. При открывании дроссельной заслонки вторичной камеры образующееся разрежение вначале вызовет истечение топлива из отверстий 111 и 112 вспомогательной системы вторичной камеры. Ее действие при этом аналогично действию системы холостого хода первичной камеры. По мере увеличения открытия заслонки вторичной камеры в ее большом и малом диффузорах возрастает скорость воздуха и разрежение. Это вызывает истечение эмульсии из распылителя 21 главной дозирующей системы, которая работает так же, как и главная дозирующая система первичной камеры карбюратора. Эконостат, заменяющий в карбюраторе экономайзер, служит для обеспечения работы двигателя на мощностном составе смеси путем ее дополнительного обогащения при полном открытии дроссельных заслонок и при больших нагрузках.

Включается эконостат в работу автоматически при увеличении расхода и, следовательно, скорости движения воздуха в малом диффузоре 23 вторичной камеры. Выходное отверстие распылителя 20 эконостата расположено в верхней части узкого сечения диффузора. Достаточное для начала работы эконостата разрежение возникает лишь при полном открытии обеих дроссельных заслонок и высоких расходах воздуха. Образующееся в распылителе 20 разрежение передается к эмульсионному жиклеру 19, а оттуда к топливному 13 и воздушному 15 жиклерам эконостата. При этом по каналу 119, выходящему в поплавковую камеру, .начне? поступать топливо через жиклер 13, к которому будет подмешиваться воздух, поступающий из верхней части поплавковой камеры через жиклер 15. Образующаяся эмульсия через эмульсионный жиклер 19 и распылитель 20 эконостата будет поступать в малый диффузор и далее, многократно перемешиваясь с воздухом, в цилиндры двигателя. Совместной работой системы холостого хода пе'рвичной камеры, вспомогательной системы вторичной камеры, главных дозирующих систем обеих камер и эконостата при полностью открытых дроссельных заслонках в цилиндры двигателя подается обогащенная смесь, которая обеспечивает ему максимальную мощность. Плавная работа двигателя при не полностью открытых дроссельных заслонках и при медленном их открытии обеспечивается взаимодействием системы холостого хода, главных дозирующих и вспомогательной систем. При резком открытии дроссельных заслонок расход воздуха! двигателем увеличивается быстрее, чем расход топлива. Для предотвращения провалов в работе двигателя, вызываемых кратко-, временным обеднением смеси, служит ускорительный насос. При резком открытии дроссельной заслонки первичной камеры проворачивается кулачок 76, жестко закрепленный на оси заслонки. Рабочая часть кулачка находится в постоянном соприкосновении с роликом 75 рычага ускорительного насоса 93. Два выступа кулачка, набегая на ролик 75, отталкивают нижнее плечо рычага. Рычаг проворачивается на оси, которая входит в отверстие 92. Выступам кулачка придан такой профиль, благодаря ко* торому обеспечивается резкое поворачивание рычага как при открытии дроссельной заслонки первичной камеры, так и при вклки чении в работу вторичной камеры, т. е. в те моменты, когда наблюдаются провалы в работе двигателя. Верхний конец рычага 93 упирается в телескопический толкатель 94 и через пружину 52 и цилиндр 51 перемещает диафрагму 50. При закрытых дроссельных заслонках толкатель 94 и диафрагма 50 под действием пружины 49 находятся в крайнем правом положении. Полость слева от диафрагмы заполнена топливом, поступающим через отверстия 44 и 96 из поплавковой камеры. Плавное открытие дроссельной заслонки, при котором рычаг 93 через толкатель 94 будет медленно перемещать диафрагму 50 влево, вы-

зовет перетекание топлива из поддиафрагменной полости через перепускное отверстие 44 в поплавковую камеру, т. к. клапан 47перекроет отверстие 96. Образующееся при этом давление окажется недостаточным, чтобы приоткрыть клапан 24, установленныйперед выходным отверстием 27 распылителя ускорительного насоса 26. При резком открытии дроссельной заслонки произойдет быстрое перемещение рычага 93 под действием кулачка 76. В поддиафрагменной полости давление возрастет, и топливо, нагнетаемое поканалу 35, откроет клапан 24 и через сверление внутри винта 25поступит в калиброванное отверстие 27 распылителя ускорительного насоса, выведенное в первичную камеру карбюратора. Распылитель ускорительного насоса направлен вниз, и топливо, впрыскиваемое ускорительным насосом, проходит между большим и малым диффузорами. Попадая в щель между дроссельной заслонкой и стенкой смесительной камеры, оно интенсивно распыливается.Развиваемое в полости ускорительного насоса давление можноограничить за счет тарировки пружины толкателя 94 и перепускного отверстия 44.