Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

На автомобиле «Жигули» применена жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости при помощи центробежного насоса. Система закрытого типа, т. е. сообщение ее с атмосферой происходит только через специальные клапаны, которые открываются при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит специальный расширительный бачок. Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой установлен на левой стороне головки блока, над четвертым цилиндром, а термометр — на, панели приборов. Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшается экономичность. Система охлаждения (рис. 3-1) состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 17, радиатора 18, термостата 2, вентилятора 3, пробки радиатора 4 с двумя предохранительными клапанами, расширительного бачка 7, соединительных трубопроводов, двух сливных краников 13, датчика термометра 10, ременного привода 1 вентилятора 3 и насоса. К ней подключен также теплообменник отопителя салона кузова 12, циркуляция жидкости через который регулируется краном 11. Заполняется система 50%-ным водным раствором специальной жидкости ТОСОЛ-А, обладающей антикоррозийными свойствами. Креме того, она не склонна к вспениванию, отложению накипи и испарению, а при низких температурах не превращается в лед. При —45°С 50%-ный водный раствор ТОСОЛ-А превращается в густую массу, температура его кипения при нормальном атмосферном давлении около +105° С. Периодичност ь смен ы жидкост и — 60 тыс. км пробега автомобиля или 2 года. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше 0° С) можно использовать и воду. Емкость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопителя кузова) 9,6 л. Заправка охлаждающей жидкостью производится вначале через горловину радиатора, которая после наполнения закрывается пробкой, а затем — через пробку расширительного бачка до уровня, превышающего (при холодном двигателе) отметку «мин», сделанную на стенке бачка.

1

Система охлаждения двигателя отличается от систем охлаждения других отечественных автомобилей тремя особенностями. Во-первых, ее термостат установлен перед водяным насосом. Вовторых, сам термостат сделан двухклапанным, чем обеспечивается быстрый прогрев двигателя при перепадах температуры жидкости в водяной рубашке не более 10° С. В-третьих, вместо жалюзи радиатора применяется специальный съемный утеплитель.

При работе системы охлаждения жидкость в зависимости от положения клапанов термостата и крана включения отопителя может циркулировать по следующим кругам. 1. При запуске холодного двигателя и при работе непрогретого двигателя. Вращением крыльчатки центробежного насоса 17 (см. рис. 3-1 и 3-3) жидкость нагнетается в водяную рубашку 16 блока цилиндров. Оттуда, омывая цилиндры и нагреваясь, она поднимается в водяную рубашку 9 головки блока, далее направляется через кран 11 в отопитель салона 12 (отбор этой жидкости производится от задней части головки блока), затем в водяную полость впускной трубы 8, из которой часть жидкости по трубопроводу направляется для обогревания смесительной камеры карбюратора 6 и в патрубок-тройник 5, закрепленный на передней части головки блока. Циркуляция жидкости через отопитель 12 и отверстие в водяной рубашке карбюратора 6 происходит независимо от теплового состояния двигателя и положения клапанов термостата 2, так как подводящая трубка 14 входит непосредственно в водяной насос 17, минуя термостат. Даже при закрытом положении крана отопителя будет происходить циркуляция охлаждающей жидкости, обогревающей впускную трубу 8 и смесительную камеру карбюратора. Такая схема улучшает смесеобразование и предохраняет карбюратор от обледенения во время работы на холостом ходу при низкой температуре. Жидкость, выходящая из передней части головки блока, в зависимости от положения клапанов термостата 2 будет направлена или в верхний бачок радиатора 18 (при прогретом двигателе) или через открытый верхний клапан термостата, омывая его элемент (рис. 3-2, а) , к центробежному насосу. Таким образом, в холодном двигателе большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу: водяной насос — блок цилиндров — головка блока — термостат — водяной насос. Ее циркуляция способствует ускорению прогрева двигателя и более равномерному нагреванию различных его зон. При этом параллельно будет происходить циркуляция жидкости через водяную рубашку впускной трубы и смесительной камеры карбюратора, а при открытом кране отопителя салона — и через его радиатор. 2. Двигатель прогрет не полностью, т. е. температура жидкости не достигла 90° С. При этом оба клапана термостата частично открыты (рис. 3-2,6), давая доступ жидкости и через верхнее, и через нижнее отверстия. Ее поток, выходящий из головки блока, в тройнике разделится. В зависимости от пропускной способности термостата, соответствующей положению его клапанов, часть жидкости пойдет и через радиатор, т. е. дополнительно к трем кругам циркуляции будет подключен и четвертый. 3. Двигатель прогрет полностью, т. е. верхний клапан термостата закрыт, а нижний полностью открыт (рис. 3-2, в). При этом основная часть жидкости направится из головки блока в верхний бачок радиатора, оттуда, охлаждаясь в его трубках,— в нижний бачок. Затем жидкость по трубопроводу поступит в тройник термостата, а оттуда — в насос, блок цилиндров и головку блока. Меньшая часть жидкости будет циркулировать через впускную трубу, карбюратор и отопитель. Рассмотрим теперь каждый из основных узлов системы охлаждения в отдельности. Водяная рубашка двигателя (см. рис. 2-3 и 2-4) состоит из полостей и проток, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке блока и впускной трубе. В прокладках, уплотняющих места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости.

2

Нагнетаемая насосом в водяную рубашку блока охлаждающая жидкость омывает наружные поверхности стенок цилиндра, унося выделяемое тепло. Таким же образом она отводит тепло и от камер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов, проходя по протокам головки блока. Выходящая из головки блока жидкость служит уже не для охлаждения, а для подогрева. При открытом кране радиатора отопителя она подогревает поступающий в салон кузова воздух; во впускной трубе подогревает ее стенки, улучшая смесеобразование и препятствуя образованию топливной пленки; обогревает смесилельную камеру карбюратора в зоне отверстий системы холостого хода, где под воздействием высокой скорости перемещения воздуха наблюдается сильное охлаждение, ухудшающее смесеобразование. Жидкость, попав в радиатор, охлаждается, отдавая своъ тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через yv&to воздуху. Циркуляция воздуха обеспечивается вентилятором. Водяной насос системы охлаждения (рис. Ъ-Ъ) установлен на передней части правой (по ходу движения автомобиля") стороны блока цилиндров. Насос и сидящий на его валу вентилятор приводятся в действие трапециевидным ремнем от шкива, который уста-

3

новлен на носке коленчатого вала, Насос — лопастного vrn , робежный. При вращении стального вала 10 мсоса^щшс я т прессованные на вал ступица вентилятора 4 и чутут а ка II с семью спиральными лопастями. При этом жидкость, подводимая через натру1 4 [ т ч^ ж стата) и отверстие 13 (от отопителя и карбюратор щщ г и coca, отбрасывается крыльчаткой к наружно^ том насоса А и нагнетается в водяную рубашку блока чщ тчу в насосе и блоке, Вал 10 вращается в двухрядш щъ М подшипнике 5, который имеет влаго- и гртащт у \\ № \ \пополнения смазки в процессе жалращ . От прощъ ш мещения относительно крышки 8 вощот о m m щ м фиксирован винтом б,

Уплотнитель 9, препятствующий вытеканию жидкости в подшипник, состоит из корпуса / , резиновой уплотнительной манжеты 2, разжимной пружины 3 и графитового кольца 4 (рис. 3-4). При вращении вала 10 (см. рис. 3-3) неподвижное графитовое кольцо уплотнителя усилием пружины, находящейся в резиновой манжете, постоянно прижимается своим торцом к вращающемуся торцу крыльчатки. Торец крыльчатки 11, прилегающий к графитовому кольцу, закален и отшлифован. Ввиду того что корпус уплотнителя запрессован в крышку 8 насоса, единственной трущейся парой в уплотнении является rpa-L фитовое кольцо и торец крыльчатки. Для предохранения подшипника 5 от случайно просочившейся через уплотнение жидкости на валике насоса между уплотнением и подшипником сделана кольцевая канавка 16, с которой при его вращении жидкость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 7 в крышке насоса. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к выходу из строя подшипников насоса. Крышка насоса в сборе с запрессованным в ней уплотнением 9, валом 10 (являющимся неразборным узлом с подшипником 5) с напрессованными на него ступицей вентилятора 4 и крыльчаткой 11 крепится через прокладку 15 к корпусу 12 четырьмя шпильками М8Х1,25. Корпус водяного насоса 12 отлит под давлением из алюминиевого сплава. Кроме основного отверстия в цривалочной плоскости, служащего для нагнетания охлаждающей жидкости в блок цилиндров, в нижней части его корпуса предусмотрено еще одноотверстие диаметром 6 мм. Оно служит для стока жидкости из нижней части корпуса при опорожнении системы охлаждения. Корпус крепится к фланцу блока цилиндров тремя болтами с резьбой М8Х 1,25. Радиатор системы охлаждения 18 (см. рис. 3-1} — трубчатбпластинчатого типа. Он находится в передней части автомобиля, непосредственно перед двигателем. Его сердцевина состоит из 115 латунных трубок, расположенных вертикально, и 133 стальных пластин, расположенных горизонтально. Латунные трубки в сечении— плоско-овальные, размещены двумя рядами в шахматном порядке. Трубки имеют в сечении размер 15,45—0,05X1,75— 0,02 мм. Изготовлены они из латунной ленты толщиной 0,12 мм. Охлаждающие пластины, установленные с шагом 2,2 мм гори-

4

зонтально, изготовлены из стальной ленты 45X0,11 мм. В каждой пластине сделаны в шахматном порядке отверстия с отбортовкой для установки трубок, а также и просечки для завихрения проходящего через радиатор воздуха, что способствует повышению эффективности теплообмена. И трубки, и пластины покрыты снаружи тонким (около 7 микрон) слоем олова для предохранения от коррозии. Верхние торцы.охлаждающих трубок впаяны в верхний, а нижние торцы — в нижний бачок радиатора. Бачки радиатора изготовлены из отожженной латуни толщиной 0,5 мм. С боков радиатор стянут двумя стальными пластинами каркаса толщиной 1 мм, которые приварены к бачкам точечной сваркой. В верхнем бачке радиатора находится наливная горловина с патрубком для отвода паров и охлаждающей жидкости в расширительный бачок, а также патрубок подводящей трубы, по которой в радиатор поступает нагреваемая жидкость из головки блока двигателя. В нижнем бачке установлен патрубок, на который надевается шланг, отводящий от радиатора охлажденную жидкость к термостату. Кроме того, в нем предусмотрены сливной краник и сквозная труба, через которую проходит пусковая рукоятка. Ввиду того что ось вентилятора смещена относительно середины радиатора на 85 мм, для направления воздушного потока через радиатор с задней стороны последнего установлен кожух вентилятора. Он состоит из верхней и нижней частей, бандажей и перегородок. Радиатор опирается нижним бачком на резиновую опору. Его верхняя часть соединена с двумя кронштейнами посредством резиновых муфт и распорных втулок, стянутых двумя болтами. Наружная поверхность собранного радиатора окрашена синтетической эмалью. Пробка радиатора (рис. 3-5), которой герметически закрывается его наливная горловина, служит для заправки системы охлаждения жидкостью. Пробка снабжена двумя клапанами, через которые система охлаждения сообщается с расширительным бачком при колебаниях давления, возникающих при изменениях теплового режима двигателя. Герметичность пробки обеспечивается резиновой уплотнительной прокладкой 3, лежащей между крышкой 1 и торцом горловины. Выпускной (паровой) клапан 5 пробки предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в системе. Оно возникает из-за расширения охлаждающей жидкости при нагреве или выделении пара. Пружина 4 выпускного клапана пробки подобрана так, чтобы он открывался при увеличении избыточного давления в системе до 0,5±0,05 кгс/см2. Таким образом, при применении в качестве охлаждающей жидкости воды можно повысить температуру ее кипения до 107—109° С. При открывании выпускного клапана избыток охлаждающей жидкости или пар отводится в расширительный бачок 7 (см. рис. 3-1) через патрубок наливной горловины радиатора. Впускной клапан 6 (см. рис, 3-5) предохраняет радиатор и другие детали системы от разрушения под воздействием разрежения. Оно возникает в системе при остывании двигателя, сопровождаемом уменьшением объема охлаждающей жидкости. Впускной клапан не имеет пружины, и система охлаждения сообщается с расширительным бачком через патрубок наливной горловины радиатора и щель между седлом и прокладкой клапана 9, равную 0,5—1,1 мм. При полной исправности клапанов и герметичности системы уровень охлаждающей жидкости за период ее эксплуатации практически не уменьшается.

5

Надо иметь в виду, что уровень жидкости в расширительном бачке лежит выше наливной горловины радиатора, поэтому открывать пробку радиатора следует лишь в том случае, если бачок пуст. Кроме того, следует помнить о возможности выброса из горловины большого количества пара в том случае, если пробка радиатора будет открыта при горячем двигателе. Вследствие падения давления, вызванного открыванием пробки, жидкость может превратиться в пар. Расширительный бачок системы охлаждения (рис. 3-6) предназначен для компенсации изменений объема жидкости, происходящих при работе двигателя. Бачок изготовлен из полупрозрачной пропиленовой пластической массы. Для контроля уровня охлаждающей жидкости на стенках его сделана рельефная надпись «мин» и проведена горизонтальная черта. Расширительный бачок находится в моторном отсеке. Он укреплен на брызговике левого переднего колеса хомутом, стянутым двумя болтами с гайками, один из которых усилие зажима передает через пружину. В нижней части бачка имеется штуцер, который соединен гибкой пластмассовой трубкой с отводящим патрубком наливной горловины радиатора. Для наиболее полной конденсации паров, которые поступают из радиатора в бачок, служит парораспределительная трубка с четырьмя отверстиями диаметром 7,5 мм. С атмосферой бачок сообщается через наливную горловину, закрываемую пробкой с отверстиями. Чтобы в бачок не попадала пыль, под его пробку положена резиновая прокладка со щелевым фильтром-клапаном.

6

Термостат 2 (см. рис. 3-1), установленный перед входом охлаждающей жидкости в насос, служит для ускорения прогрева двигателя после запуска и для автоматического поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя. Термостат (рис. 3-7) сделан двухклапанным, с твердым наполнителем — мелкокристаллическим воском, и установлен в корпусе, крышка которого завальцована. Таким образом, он вместе с корпусом, крышкой и тремя патрубками является неразборным узлом, который при неисправности подлежит замене. Обладая высоким коэффициентом объемного расширения, наполнитель в зависимости от температуры окружающей жидкости открывает байпасный или основной клапан термостата (см. рис. 3-2).

Исправный термостат должен обеспечивать начало открытия основного клапана при повышении температуры омывающей жидкости до 78—82° С и полное его открытие — при температуре жидкости 94° С Вентилятор 3 (см. рис. 3-1) — четырехлопастный, отформован от жесткой пропиленовой полупрозрачной пластмассы. Диаметр окружности, описываемой концами лопастей вентилятора, равен 320 мм. Лопасти имеют изменяющийся по длине угол атаки и спе* циальный, выпуклый в сечении, аэродинамический профиль Для уменьшения шума от работы вентилятора и для предохранения его лопастей от вибрации они расположены относительно друг друга под различными углами и имеют скругленные концы.

7

Вентилятор 2 (см. рис. 3-3) привернут к стальной ступице 4, напрессованной на вал водяного riaCoca тремя болтами 1 с резьбой М8. Они стопорятся пружинными шайбами 19, опирающимися на общее плоское стальное кольцо 17, через которое центральная часть вентилятора прижимается к ступице. Между вентилятором и ступицей устанавливается сваренный из Двух стальных штампованных половинок шкив привода водяного насоса 3. Запрессованные в отверстия вентилятора стальные распорные втулки 18 предохраняют его от возможной деформации при креп* лении. Соединительные трубопроводы системы охлаждения — резиновые* с тканевой прослойкой. Исключением является шланг, соединяющий горловину радиатора с расширительным бачком. Он изготовлен из полупрозрачной эластичной пластмассы,Стяжные хомуты фиксируют положение шлангов и обеспечивают герметичность в местах их соединений со штуцерами и патрубками. Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения имеется два сливных краника или пробки. Оба они установлены с левой (по ходу) стороны автомобиля: один — на нижнем бачке радиатора, а друго^ — в нижней задней части блока цилиндров. При заворачивании кранов их конусные части прилегают к седлам и перекрывают сливные отверстия. Привод водяного насоса, вентилятора и генератора (рис. 3-8) осуществляется клиновым ремнем. Он охватывает ведущий шкив, расположенный на носке коленчатого вала и ведомые шкивы водяного насоса и генератора. Пере

8

даточное отношение от ведущего шкива к шкиву водяного насоса составляет 1 :1,1. От правильного натяжения приводного ремня в значительной степени зависит исправная работа двигателя. При слабом натяжении ремень будет пробуксовывать на шкивах, что может привести к . перегреву двигателя и недостаточной эффективности работы генератора. При чрезмерном натяжении ремня возрастет нагрузка на подшипники водяного насоса и генератора, что вызовет их преждевременный износ и выход из строя. Уход за системой охлаждения. В процессе эксплуатации гвтомобиля необходимо поддерживать нормальный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который при холодном, неработающем двигателе должен быть на 2—3 см выше риски с отметкой «мин». При горячем работающем двигателе и после остановки двигателя уровень охлаждающей жидкости может значительно подниматься. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает, надо подтянуть места соединений трубопроводов и штуцеров. При нарушении теплового режима двигателя прежде всего следует проверить натяжение приводного ремня, затем исправность термостата и в последнюю очередь целостность прокладки головки блока. Пользуясь водой, необходимо помнить; что в систему охлаждения можно заливать только чистую мягкую воду, так как наличие в ней солей приведет к их отложению на деталях термостата, в радиаторе и блоке, и как следствие, эффективность системы охлаждения уменьшится. При снижении температуры окружающей среды до 0° во избежание замерзания воды в системе охлаждения ее необходимо слить. При применении специальной незамерзающей жидкости, предназначенной для закрытых систем охлаждения, ее требуется заменять через 60000 км пробега автомобиля или через 2 года. Весной при замене незамерзающей жидкости на воду надо тщательно промыть систему питьевой водой. В случае неожиданного расхода охлаждающей жидкости допускается добавлять в систему чистую воду. При этом нельзя в горячий двигатель заливать холодную воду во избежание появления трещин в блоке. Натяжени е ремн я привод а вентилятор а необходимо периодически проверять, так как в процессе эксплуатации ремень вытягивается. Нормальным оно считается в том случае, когда при приложении усилия в 10 кгс к ремню между шкивами водяного насоса и генератора прогиб ремня А (см. рис. 3-8) будет составлять 10—т 15 мм. Если ремень натянут слабо, необходимо: а) ослабить гайку Б крепления генератора к натяжной планке; б) ослабить болт В крепления генератора к кронштейну; в) смещая генератор от блока, добиться требуемой, степени натяжения ремня; г) затянуть гайку Б и болт В; д) проверить степень натяжения ремня и при необходимости повторить регулировку в описанной выше последовательности. В отличие от отечественных автомобилей других моделей автомобиль «Жигули» не имеет жалюзи перед радиатором. Поэтому в холодное время года решетку радиатора нужно закрывать специальным чехлом, применение которого позволит в более короткое время получить оптимальный температурный режим двигателя. При отложении в системе охлаждения значительного количества накипи ее удаляют, пользуясь методами, описанными в специальных руководствах. Следует избегать эксплуатации автомобиля с сильно загрязненной наружной поверхностью радиатора, ухудшающей эффективность теплообмена. Очищая радиатор струей воды, сжатым воздухом или кистью, нужно помнить о том, что его трубки имеют тонкие стенки, которые при небрежном обращении легко повредить.