Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля
Реален ли заработок в онлайн казино?

СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

На автомобиле «Жигули» применена жидкостная система охлаждения двигателя с принудительной циркуляцией жидкости при помощи центробежного насоса. Система закрытого типа, т. е. сообщение ее с атмосферой происходит только через специальные клапаны, которые открываются при определенном давлении или разрежении в ней. Для компенсации изменения объема охлаждающей жидкости служит специальный расширительный бачок. Тепловой режим двигателя контролируется по температуре охлаждающей жидкости, датчик которой установлен на левой стороне головки блока, над четвертым цилиндром, а термометр — на, панели приборов. Применение системы жидкостного охлаждения подобного типа обеспечивает наивыгоднейший тепловой режим двигателя, при котором повышается его долговечность и улучшается экономичность. Система охлаждения (рис. 3-1) состоит из водяной рубашки двигателя, водяного насоса 17, радиатора 18, термостата 2, вентилятора 3, пробки радиатора 4 с двумя предохранительными клапанами, расширительного бачка 7, соединительных трубопроводов, двух сливных краников 13, датчика термометра 10, ременного привода 1 вентилятора 3 и насоса. К ней подключен также теплообменник отопителя салона кузова 12, циркуляция жидкости через который регулируется краном 11. Заполняется система 50%-ным водным раствором специальной жидкости ТОСОЛ-А, обладающей антикоррозийными свойствами. Креме того, она не склонна к вспениванию, отложению накипи и испарению, а при низких температурах не превращается в лед. При —45°С 50%-ный водный раствор ТОСОЛ-А превращается в густую массу, температура его кипения при нормальном атмосферном давлении около +105° С. Периодичност ь смен ы жидкост и — 60 тыс. км пробега автомобиля или 2 года. В теплое время года (при температуре окружающего воздуха выше 0° С) можно использовать и воду. Емкость системы охлаждения (вместе с теплообменником отопителя кузова) 9,6 л. Заправка охлаждающей жидкостью производится вначале через горловину радиатора, которая после наполнения закрывается пробкой, а затем — через пробку расширительного бачка до уровня, превышающего (при холодном двигателе) отметку «мин», сделанную на стенке бачка.

1

Система охлаждения двигателя отличается от систем охлаждения других отечественных автомобилей тремя особенностями. Во-первых, ее термостат установлен перед водяным насосом. Вовторых, сам термостат сделан двухклапанным, чем обеспечивается быстрый прогрев двигателя при перепадах температуры жидкости в водяной рубашке не более 10° С. В-третьих, вместо жалюзи радиатора применяется специальный съемный утеплитель.

При работе системы охлаждения жидкость в зависимости от положения клапанов термостата и крана включения отопителя может циркулировать по следующим кругам. 1. При запуске холодного двигателя и при работе непрогретого двигателя. Вращением крыльчатки центробежного насоса 17 (см. рис. 3-1 и 3-3) жидкость нагнетается в водяную рубашку 16 блока цилиндров. Оттуда, омывая цилиндры и нагреваясь, она поднимается в водяную рубашку 9 головки блока, далее направляется через кран 11 в отопитель салона 12 (отбор этой жидкости производится от задней части головки блока), затем в водяную полость впускной трубы 8, из которой часть жидкости по трубопроводу направляется для обогревания смесительной камеры карбюратора 6 и в патрубок-тройник 5, закрепленный на передней части головки блока. Циркуляция жидкости через отопитель 12 и отверстие в водяной рубашке карбюратора 6 происходит независимо от теплового состояния двигателя и положения клапанов термостата 2, так как подводящая трубка 14 входит непосредственно в водяной насос 17, минуя термостат. Даже при закрытом положении крана отопителя будет происходить циркуляция охлаждающей жидкости, обогревающей впускную трубу 8 и смесительную камеру карбюратора. Такая схема улучшает смесеобразование и предохраняет карбюратор от обледенения во время работы на холостом ходу при низкой температуре. Жидкость, выходящая из передней части головки блока, в зависимости от положения клапанов термостата 2 будет направлена или в верхний бачок радиатора 18 (при прогретом двигателе) или через открытый верхний клапан термостата, омывая его элемент (рис. 3-2, а) , к центробежному насосу. Таким образом, в холодном двигателе большая часть охлаждающей жидкости будет циркулировать по малому кругу: водяной насос — блок цилиндров — головка блока — термостат — водяной насос. Ее циркуляция способствует ускорению прогрева двигателя и более равномерному нагреванию различных его зон. При этом параллельно будет происходить циркуляция жидкости через водяную рубашку впускной трубы и смесительной камеры карбюратора, а при открытом кране отопителя салона — и через его радиатор. 2. Двигатель прогрет не полностью, т. е. температура жидкости не достигла 90° С. При этом оба клапана термостата частично открыты (рис. 3-2,6), давая доступ жидкости и через верхнее, и через нижнее отверстия. Ее поток, выходящий из головки блока, в тройнике разделится. В зависимости от пропускной способности термостата, соответствующей положению его клапанов, часть жидкости пойдет и через радиатор, т. е. дополнительно к трем кругам циркуляции будет подключен и четвертый. 3. Двигатель прогрет полностью, т. е. верхний клапан термостата закрыт, а нижний полностью открыт (рис. 3-2, в). При этом основная часть жидкости направится из головки блока в верхний бачок радиатора, оттуда, охлаждаясь в его трубках,— в нижний бачок. Затем жидкость по трубопроводу поступит в тройник термостата, а оттуда — в насос, блок цилиндров и головку блока. Меньшая часть жидкости будет циркулировать через впускную трубу, карбюратор и отопитель. Рассмотрим теперь каждый из основных узлов системы охлаждения в отдельности. Водяная рубашка двигателя (см. рис. 2-3 и 2-4) состоит из полостей и проток, получаемых при отливке. Они расположены в блоке цилиндров, головке блока и впускной трубе. В прокладках, уплотняющих места соединений, сделаны отверстия для прохода охлаждающей жидкости.

2

Нагнетаемая насосом в водяную рубашку блока охлаждающая жидкость омывает наружные поверхности стенок цилиндра, унося выделяемое тепло. Таким же образом она отводит тепло и от камер сгорания, гнезд свечей, втулок и седел клапанов, проходя по протокам головки блока. Выходящая из головки блока жидкость служит уже не для охлаждения, а для подогрева. При открытом кране радиатора отопителя она подогревает поступающий в салон кузова воздух; во впускной трубе подогревает ее стенки, улучшая смесеобразование и препятствуя образованию топливной пленки; обогревает смесилельную камеру карбюратора в зоне отверстий системы холостого хода, где под воздействием высокой скорости перемещения воздуха наблюдается сильное охлаждение, ухудшающее смесеобразование. Жидкость, попав в радиатор, охлаждается, отдавая своъ тепло через тонкие стенки его трубок проходящему через yv&to воздуху. Циркуляция воздуха обеспечивается вентилятором. Водяной насос системы охлаждения (рис. Ъ-Ъ) установлен на передней части правой (по ходу движения автомобиля") стороны блока цилиндров. Насос и сидящий на его валу вентилятор приводятся в действие трапециевидным ремнем от шкива, который уста-

3

новлен на носке коленчатого вала, Насос — лопастного vrn , робежный. При вращении стального вала 10 мсоса^щшс я т прессованные на вал ступица вентилятора 4 и чутут а ка II с семью спиральными лопастями. При этом жидкость, подводимая через натру1 4 [ т ч^ ж стата) и отверстие 13 (от отопителя и карбюратор щщ г и coca, отбрасывается крыльчаткой к наружно^ том насоса А и нагнетается в водяную рубашку блока чщ тчу в насосе и блоке, Вал 10 вращается в двухрядш щъ М подшипнике 5, который имеет влаго- и гртащт у \\ № \ \пополнения смазки в процессе жалращ . От прощъ ш мещения относительно крышки 8 вощот о m m щ м фиксирован винтом б,

Уплотнитель 9, препятствующий вытеканию жидкости в подшипник, состоит из корпуса / , резиновой уплотнительной манжеты 2, разжимной пружины 3 и графитового кольца 4 (рис. 3-4). При вращении вала 10 (см. рис. 3-3) неподвижное графитовое кольцо уплотнителя усилием пружины, находящейся в резиновой манжете, постоянно прижимается своим торцом к вращающемуся торцу крыльчатки. Торец крыльчатки 11, прилегающий к графитовому кольцу, закален и отшлифован. Ввиду того что корпус уплотнителя запрессован в крышку 8 насоса, единственной трущейся парой в уплотнении является rpa-L фитовое кольцо и торец крыльчатки. Для предохранения подшипника 5 от случайно просочившейся через уплотнение жидкости на валике насоса между уплотнением и подшипником сделана кольцевая канавка 16, с которой при его вращении жидкость сбрасывается и вытекает наружу через отверстие 7 в крышке насоса. Заметное подтекание жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности насоса. Необходимо помнить, что его закупорка может привести к выходу из строя подшипников насоса. Крышка насоса в сборе с запрессованным в ней уплотнением 9, валом 10 (являющимся неразборным узлом с подшипником 5) с напрессованными на него ступицей вентилятора 4 и крыльчаткой 11 крепится через прокладку 15 к корпусу 12 четырьмя шпильками М8Х1,25. Корпус водяного насоса 12 отлит под давлением из алюминиевого сплава. Кроме основного отверстия в цривалочной плоскости, служащего для нагнетания охлаждающей жидкости в блок цилиндров, в нижней части его корпуса предусмотрено еще одноотверстие диаметром 6 мм. Оно служит для стока жидкости из нижней части корпуса при опорожнении системы охлаждения. Корпус крепится к фланцу блока цилиндров тремя болтами с резьбой М8Х 1,25. Радиатор системы охлаждения 18 (см. рис. 3-1} — трубчатбпластинчатого типа. Он находится в передней части автомобиля, непосредственно перед двигателем. Его сердцевина состоит из 115 латунных трубок, расположенных вертикально, и 133 стальных пластин, расположенных горизонтально. Латунные трубки в сечении— плоско-овальные, размещены двумя рядами в шахматном порядке. Трубки имеют в сечении размер 15,45—0,05X1,75— 0,02 мм. Изготовлены они из латунной ленты толщиной 0,12 мм. Охлаждающие пластины, установленные с шагом 2,2 мм гори-

4

зонтально, изготовлены из стальной ленты 45X0,11 мм. В каждой пластине сделаны в шахматном порядке отверстия с отбортовкой для установки трубок, а также и просечки для завихрения проходящего через радиатор воздуха, что способствует повышению эффективности теплообмена. И трубки, и пластины покрыты снаружи тонким (около 7 микрон) слоем олова для предохранения от коррозии. Верхние торцы.охлаждающих трубок впаяны в верхний, а нижние торцы — в нижний бачок радиатора. Бачки радиатора изготовлены из отожженной латуни толщиной 0,5 мм. С боков радиатор стянут двумя стальными пластинами каркаса толщиной 1 мм, которые приварены к бачкам точечной сваркой. В верхнем бачке радиатора находится наливная горловина с патрубком для отвода паров и охлаждающей жидкости в расширительный бачок, а также патрубок подводящей трубы, по которой в радиатор поступает нагреваемая жидкость из головки блока двигателя. В нижнем бачке установлен патрубок, на который надевается шланг, отводящий от радиатора охлажденную жидкость к термостату. Кроме того, в нем предусмотрены сливной краник и сквозная труба, через которую проходит пусковая рукоятка. Ввиду того что ось вентилятора смещена относительно середины радиатора на 85 мм, для направления воздушного потока через радиатор с задней стороны последнего установлен кожух вентилятора. Он состоит из верхней и нижней частей, бандажей и перегородок. Радиатор опирается нижним бачком на резиновую опору. Его верхняя часть соединена с двумя кронштейнами посредством резиновых муфт и распорных втулок, стянутых двумя болтами. Наружная поверхность собранного радиатора окрашена синтетической эмалью. Пробка радиатора (рис. 3-5), которой герметически закрывается его наливная горловина, служит для заправки системы охлаждения жидкостью. Пробка снабжена двумя клапанами, через которые система охлаждения сообщается с расширительным бачком при колебаниях давления, возникающих при изменениях теплового режима двигателя. Герметичность пробки обеспечивается резиновой уплотнительной прокладкой 3, лежащей между крышкой 1 и торцом горловины. Выпускной (паровой) клапан 5 пробки предохраняет радиатор и трубопроводы от разрушения при повышении давления в системе. Оно возникает из-за расширения охлаждающей жидкости при нагреве или выделении пара. Пружина 4 выпускного клапана пробки подобрана так, чтобы он открывался при увеличении избыточного давления в системе до 0,5±0,05 кгс/см2. Таким образом, при применении в качестве охлаждающей жидкости воды можно повысить температуру ее кипения до 107—109° С. При открывании выпускного клапана избыток охлаждающей жидкости или пар отводится в расширительный бачок 7 (см. рис. 3-1) через патрубок наливной горловины радиатора. Впускной клапан 6 (см. рис, 3-5) предохраняет радиатор и другие детали системы от разрушения под воздействием разрежения. Оно возникает в системе при остывании двигателя, сопровождаемом уменьшением объема охлаждающей жидкости. Впускной клапан не имеет пружины, и система охлаждения сообщается с расширительным бачком через патрубок наливной горловины радиатора и щель между седлом и прокладкой клапана 9, равную 0,5—1,1 мм. При полной исправности клапанов и герметичности системы уровень охлаждающей жидкости за период ее эксплуатации практически не уменьшается.

5

Надо иметь в виду, что уровень жидкости в расширительном бачке лежит выше наливной горловины радиатора, поэтому открывать пробку радиатора следует лишь в том случае, если бачок пуст. Кроме того, следует помнить о возможности выброса из горловины большого количества пара в том случае, если пробка радиатора будет открыта при горячем двигателе. Вследствие падения давления, вызванного открыванием пробки, жидкость может превратиться в пар. Расширительный бачок системы охлаждения (рис. 3-6) предназначен для компенсации изменений объема жидкости, происходящих при работе двигателя. Бачок изготовлен из полупрозрачной пропиленовой пластической массы. Для контроля уровня охлаждающей жидкости на стенках его сделана рельефная надпись «мин» и проведена горизонтальная черта. Расширительный бачок находится в моторном отсеке. Он укреплен на брызговике левого переднего колеса хомутом, стянутым двумя болтами с гайками, один из которых усилие зажима передает через пружину. В нижней части бачка имеется штуцер, который соединен гибкой пластмассовой трубкой с отводящим патрубком наливной горловины радиатора. Для наиболее полной конденсации паров, которые поступают из радиатора в бачок, служит парораспределительная трубка с четырьмя отверстиями диаметром 7,5 мм. С атмосферой бачок сообщается через наливную горловину, закрываемую пробкой с отверстиями. Чтобы в бачок не попадала пыль, под его пробку положена резиновая прокладка со щелевым фильтром-клапаном.

6

Термостат 2 (см. рис. 3-1), установленный перед входом охлаждающей жидкости в насос, служит для ускорения прогрева двигателя после запуска и для автоматического поддержания наивыгоднейшего теплового режима двигателя. Термостат (рис. 3-7) сделан двухклапанным, с твердым наполнителем — мелкокристаллическим воском, и установлен в корпусе, крышка которого завальцована. Таким образом, он вместе с корпусом, крышкой и тремя патрубками является неразборным узлом, который при неисправности подлежит замене. Обладая высоким коэффициентом объемного расширения, наполнитель в зависимости от температуры окружающей жидкости открывает байпасный или основной клапан термостата (см. рис. 3-2).

Исправный термостат должен обеспечивать начало открытия основного клапана при повышении температуры омывающей жидкости до 78—82° С и полное его открытие — при температуре жидкости 94° С Вентилятор 3 (см. рис. 3-1) — четырехлопастный, отформован от жесткой пропиленовой полупрозрачной пластмассы. Диаметр окружности, описываемой концами лопастей вентилятора, равен 320 мм. Лопасти имеют изменяющийся по длине угол атаки и спе* циальный, выпуклый в сечении, аэродинамический профиль Для уменьшения шума от работы вентилятора и для предохранения его лопастей от вибрации они расположены относительно друг друга под различными углами и имеют скругленные концы.

7

Вентилятор 2 (см. рис. 3-3) привернут к стальной ступице 4, напрессованной на вал водяного riaCoca тремя болтами 1 с резьбой М8. Они стопорятся пружинными шайбами 19, опирающимися на общее плоское стальное кольцо 17, через которое центральная часть вентилятора прижимается к ступице. Между вентилятором и ступицей устанавливается сваренный из Двух стальных штампованных половинок шкив привода водяного насоса 3. Запрессованные в отверстия вентилятора стальные распорные втулки 18 предохраняют его от возможной деформации при креп* лении. Соединительные трубопроводы системы охлаждения — резиновые* с тканевой прослойкой. Исключением является шланг, соединяющий горловину радиатора с расширительным бачком. Он изготовлен из полупрозрачной эластичной пластмассы,Стяжные хомуты фиксируют положение шлангов и обеспечивают герметичность в местах их соединений со штуцерами и патрубками. Для слива охлаждающей жидкости из системы охлаждения имеется два сливных краника или пробки. Оба они установлены с левой (по ходу) стороны автомобиля: один — на нижнем бачке радиатора, а друго^ — в нижней задней части блока цилиндров. При заворачивании кранов их конусные части прилегают к седлам и перекрывают сливные отверстия. Привод водяного насоса, вентилятора и генератора (рис. 3-8) осуществляется клиновым ремнем. Он охватывает ведущий шкив, расположенный на носке коленчатого вала и ведомые шкивы водяного насоса и генератора. Пере

8

даточное отношение от ведущего шкива к шкиву водяного насоса составляет 1 :1,1. От правильного натяжения приводного ремня в значительной степени зависит исправная работа двигателя. При слабом натяжении ремень будет пробуксовывать на шкивах, что может привести к . перегреву двигателя и недостаточной эффективности работы генератора. При чрезмерном натяжении ремня возрастет нагрузка на подшипники водяного насоса и генератора, что вызовет их преждевременный износ и выход из строя. Уход за системой охлаждения. В процессе эксплуатации гвтомобиля необходимо поддерживать нормальный уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который при холодном, неработающем двигателе должен быть на 2—3 см выше риски с отметкой «мин». При горячем работающем двигателе и после остановки двигателя уровень охлаждающей жидкости может значительно подниматься. Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает, надо подтянуть места соединений трубопроводов и штуцеров. При нарушении теплового режима двигателя прежде всего следует проверить натяжение приводного ремня, затем исправность термостата и в последнюю очередь целостность прокладки головки блока. Пользуясь водой, необходимо помнить; что в систему охлаждения можно заливать только чистую мягкую воду, так как наличие в ней солей приведет к их отложению на деталях термостата, в радиаторе и блоке, и как следствие, эффективность системы охлаждения уменьшится. При снижении температуры окружающей среды до 0° во избежание замерзания воды в системе охлаждения ее необходимо слить. При применении специальной незамерзающей жидкости, предназначенной для закрытых систем охлаждения, ее требуется заменять через 60000 км пробега автомобиля или через 2 года. Весной при замене незамерзающей жидкости на воду надо тщательно промыть систему питьевой водой. В случае неожиданного расхода охлаждающей жидкости допускается добавлять в систему чистую воду. При этом нельзя в горячий двигатель заливать холодную воду во избежание появления трещин в блоке. Натяжени е ремн я привод а вентилятор а необходимо периодически проверять, так как в процессе эксплуатации ремень вытягивается. Нормальным оно считается в том случае, когда при приложении усилия в 10 кгс к ремню между шкивами водяного насоса и генератора прогиб ремня А (см. рис. 3-8) будет составлять 10—т 15 мм. Если ремень натянут слабо, необходимо: а) ослабить гайку Б крепления генератора к натяжной планке; б) ослабить болт В крепления генератора к кронштейну; в) смещая генератор от блока, добиться требуемой, степени натяжения ремня; г) затянуть гайку Б и болт В; д) проверить степень натяжения ремня и при необходимости повторить регулировку в описанной выше последовательности. В отличие от отечественных автомобилей других моделей автомобиль «Жигули» не имеет жалюзи перед радиатором. Поэтому в холодное время года решетку радиатора нужно закрывать специальным чехлом, применение которого позволит в более короткое время получить оптимальный температурный режим двигателя. При отложении в системе охлаждения значительного количества накипи ее удаляют, пользуясь методами, описанными в специальных руководствах. Следует избегать эксплуатации автомобиля с сильно загрязненной наружной поверхностью радиатора, ухудшающей эффективность теплообмена. Очищая радиатор струей воды, сжатым воздухом или кистью, нужно помнить о том, что его трубки имеют тонкие стенки, которые при небрежном обращении легко повредить.