Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

ПОТРЕБИТЕЛИ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

Потребителями электроэнергии на автомобиле «Жигули» являются: стартер, система зажигания, приборы освещения и световой сигнализации, звуковые сигналы, электродвигатели вентилятора отопителя и стеклоочистителя, контрольно-измерительныеприборы и радиооборудование. Стартер. Надежный пуск двигателя возможен только в том случае, если его коленчатый вал разовьет не менее 60—80 об/мин.Примененный на автомобиле электрический стартер имеет электромагнитное включение, дистанционное управление и развивает мощность, достаточную для проворачивания коленчатого вала двигателя даже при низких (до —25° С) температурах с пусковым числом оборотов. Стартер установлен на двигателе в его нижней правой части и крепится фланцем к картеру сцепления с помощью трех шпилек и гаек.

50

Электрическая схема стартера приведена на рис. 7-5, а его характеристика на рис. 7-6. Стартер снабжен четырьмя полюсами, на которых расположены катушки возбуждения. Его якорь (рис. 7-9) вращается в двух подшипниках скольжения, установленных в передней (со стороны привода) и задней крышках (рис. 7-8), прикрепленных к корпусу двумя стяжными болтами.

51

На задней крышке (рис, 7-7) укреплены четыре щеткодержателя, в которых находятся четыре щетки, имеющие гибкие канатики. Щетки прижимаются к коллектору 1 (рис. 7-9) пружинами щеткодержателя с усилием 0,9—1,1 кгс. На конце вала якоря находится привод 4 стартера с обгонной муфтой и шестерней, которая может перемещаться по шлицам вала. Муфта свободного хода предохраняет якорь стартера от вращения, когда при пуске двигателя венец маховика становится ведущей шестерней. Привод снабжен буферной пружиной 5, которая облегчает ввод шестерни стартера в зацепление и смягчает удары. Перемещение привода по шлицам вала и ввод шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика производится электромагнитным тяговым реле, установленным на корпусе стартера. Работает стартер следующим образом. При повороте ключа зажигания в положение 2 (см. рис. 1-7 и 1-8) ток от аккумулятора поступает на контакты тягового реле стартера (см. ^ис. 7:8): Якорь тягового реле 4 под воздействием магнитного поля й через рычаг 6 перемещает шестерню 8 вправо и вводит ее в зацепление с венцом махорика. В конце хода якоря 4 контактный диск 3 замыкает главные контакты 1 и 2 реле и включает таким образом стартер. После пуска двигателя, когда ключ зажигания переводится в положение 1 (см. рис. 1-7), ток к обмотке реле не подводится и

якорь реле 4 под действием пружины 5 возвращается в исходное положение, размыкая при этом контакты 1 и 2 (см. рис. 7-8) и выводя через рычаг 6 шестерню 8 из зацепления с венцом маховика. В процессе эксплуатации автомобиля через каждые 30 000 км пробега следует^ разбирать стартер, очищать от загрязнения, зачищать (а при необходимости протачивать) его коллектор, проверять состояние щеток и при необходимости заменять их. Одновременно с этим нужно смазывать маслом для двигателя втулки обеих крышек и шестерню включения, а стальной диск муфты привода — консистентной смазкой.

52

Необходимо помнить, что в схеме включения стартера нет дополнительного реле, предохраняющего стартер от вращения с большим числом оборотов и включения при работающем двигателе. Поэтому после пуска двигателя следует немедленно переводить ключ зажигания в положение 1 (см. рис. 1-7) и при работающем двигателе не переводить ключ в положение 2. Система зажигания. Воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя производится с помощью искрового разряда, который вопределенный момент образуется между электродами свечи зажигайся. Для создания разряда в условиях высокого давления необходимой чтобы напряжение на электродах свечи было не менее 120б0—14000 В. Преобразование тока низкого напряжения, вырабатываемого * генератором и перераспределяемого аккумулятором, в ток высоко-

53

го напряжения и распределение его в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя осуществляется системой зажигания. К системе зажигания, электрическая схема которой приведена на рис. 7-10, относятся следующие приборы и устройства: замок (включатель) зажигания 2, прерыватель 3, конденсатор 4У кадушка зажигания 5 с первичной А и вторичной Б обмотками, распределитель 6 и свечи зажигания 7. Система в целом состоит из двух цепей: низкого и высокого напряжения. Цепь низкого напряжения питается от источников электроэнергии автомобиля, и все ее приборы, а также соединяющие их провода при включенном положении замка зажигания находятся под напряжением 12 В. К этой цепи, кроме источника тока 1, последовательно подсоединены выключатель зажигания 2у первичная обмотка А катушки зажигания 4 и прерыватель 5. Конденсатор 4 включен параллельно контак-

54

там прерывателя. Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки Б катушки зажигания 5, распределителя 6, проводов высокого напряжения и свечей зажигания 7.

Ток высокого напряжения возбуждается во вторичной обмотке катушки зажигания при разрыве цепи низкого напряжения и при помощи вращающегося ротора распределителя подводится к свечам зажигания.

55

56

Распределитель зажигания находится с левой стороны двигателя, в его передней части. Привод распределителя — общий с приводом масляного насоса,- от дополнительного вала. Вал распределителя входит своей шлицевой частью в соответствующее отверстие и вращается с числом оборотов, вдвое меньшим, чем число оборотов коленчатого вала. Крепится распределитель с помощью прижимной скобы Зу затягиваемой гайкой 4 (рис. 7-11, а). Характерной особенностью распределителя является глубокая пластмассовая крышка на наружной части которой располагаются пять гнезд для крепления проводов высокого напряжения. По центральному проводу к крышке подводится ток высокого напряжения, который через угольный контакт поступает к токораздаточной пластине вращающегося ротора. Расположенные по периметру четыре гнезда служат для установки проводов, соединяющих токораздаточную пластину ротора со свечами цилиндров, номера которых отформованы на крышке рядом с гнездами. Прерыватель распределителя зажигания производит размыкание контактов 9 (рис. 7-11, 6) с помощью вращающегося кулачка 7. Вместе с валом распределителя вращаются закрепленные на нем грузики 5 центробежного регулятора, которые, преодолевая усилие стягивающих пружин 6} расходятся под действием центробежной силы. Ввиду того что грузики механически связаны с кулачком 7 у они по .мере увеличения числа оборотов проворачивают кулачок относительно вала распределителя в сторону увеличения опережения зажигания. Характеристика центробежного регулятора распределителя зажигания Р-125, приведенная на рис. 7-12, обеспечивает при работе двигателя наивыгоднейшее опережение зажигания в соответствии со скоростью вращения коленчатого вала. Прерыватель состоит из вращающегося кулачка 7 (см. рис. 7-11) и двух контактов, один из которых неподвижно закреплен на его пластине и соединен с массой, а второй, подвижный, установленный на оси, изолирован от массы. Он поджимается к неподвижному контакту усилием пружины и соединен с положительной клеммой аккумулятора через замок зажигания. Размыкание контактов происходит под действием выступов кулачка, набегающих на текстолитовую подушку подвижного контакта. Зазор между контактами для нормальной работы системы

57

зажигания должен быть равен 0,40=Ь0,03 мм. Его можно отрегулировать перемещением неподвижного контакта при помощи отвертки, вставленной в паз 10, после ослабления стопорного винта 8. Октан-корректор 2 позволяет изменять угол опережения зажигания в зависимости от октанового числа используемого бензина. Диапазон регулирования угла опережения с помощью октанкорректора составляет ±5 ° угла поворота коленчатого вала двигателя. Регулировка производится вращением регулировочной головки с накаткой. Вращаясь, она перемещает тягу, соединенную с пластиной контактов, и поворачивает пластину относительно корпуса прерывателя.

58

В положении нормально установленного угла опережения зажигания регулировочная метка октан-корректора должна совпадать с меткой 0 центра шкалы, нанесенной на головке. При вращении головки в сторону стрелки со знаком плюс (+ ) опережение зажигания увеличивается, а при вращении в сторону стрелки со знаком минус (—) уменьшается. Ротор распределителя 14 устанавливается в верхней части над грузиками центробежного регулятора и крепится двумя винтами. Провода высокого напряжения типа «Бужикорд» имеют распределенное сопротивление, снижающее радиопомехи. Установка момента зажигания производится в том случае, если снимался распределительный вал или распределитель зажигания, и проверяется после изменения (регулировки) зазора между контактами 9 прерывателя.

Для установки момента зажигания нужно действовать следующим образом: : ' • * * 1. Вывернуть свечу^пе^вого (считая от радиатора) цилиндра и, закрыв отверстие для* свечи бумажной пробкой, провернуть коленчатый вал пусковой рукояткой до начала такта сжазгия в первом цилиндре, которое определяется по выталкиванию пробки из гнезда свечи. y *v * 2. Продолжая медленно-вращать коленчатый вал пусковой рукояткой, установить метку^*'(рйс. 7-13), имеющуюся-на шкиве, против метки *2, имеющейся на крышке блока; при этом поршень первого*-цилиндра не дойдет до верхней, мертвой точки на 5° (при замере по углу поворота коленчатого вала) » * Отстегнув две . защелки lf*m (см. рис. 7-11), снять крышку 7 * распределителя и, медленно проворачивая рукой его вал, установить кулачок 7 в положение, при котором зазор между контакта-ми 9 прерывателя будет наиболь* шим, то есть когда подушка по- -

59

движного контакта установится на грани кулачка. 4. Проверить величину зазо- I ра между контактами 9 щупом и при необходимости отрегулировать его до величины 0,37— 0,43 мм. Для регулировки зазора

следует ослабить винт 8 и перемещать неподвижный контакт заО" паз 10 с помощью отвертки. После этого затянуть винт 8 и вновь проверить зазор, повторяя указанные выше действия до получения необходимой его величины. 5. Установить регулировочную голобку октан-коррещора в положение 0. 6. Подсоединить с помощью двух проводов параллельно контактам прерывателя лампочку. При замкнутых контактах (если включено зажигание) она должна гаснуть, при разомкнутых — загораться. Проворачивание кулачка распределителя, корпус которого должен контактировать с массой автомобиля, можно производить за его вал или за ротор. 7. Вращая ротор по часовой стрелке, установить его распределительную пластину в положение, когда она подводит ток.высокого напряжения к электроду крышки, соединяемому со свечой первого цилиндра. При этом контакты прерывателя должны быть в положении начала размыкания (лампочка должна загореться). 8. Зафиксировав положение ротора, установить прерыватель

в гнездо блока и, слегка покачивая, ввести в зацепление шлицы зала со шлицами ведущей муфты. 9. Установить на шпильку прижимную скобу 3 (рис. 7-11) и ЩУКОЙ затяйуть гайку 4 так, чтобы корпус распределителя мог врау&Йъся в гнезду. 10. Включить зажигание и установить распределитель (вращая его за корпус против часовой стрелки) в положение, при котором ротор подводит высокое напряжение к первому цилиндру ^(контролировать по меткам на крышке распределителя), а прерыватель находится в начале размыкания (контролировать по моменту включения лампочки). Центробежный регулятор . опережения зажигания при * этом отвести в положение позднего зажигания. 11. Закрепить окончательно ключом гайку 4 (см. рис. 7-11). г 12. Надев крышку / , ввернуть свечу в первый цилиндр, подсоединить провода низкого и высокого напряжения и, запустив двигатель, убедиться в правильной установке момента зажигания. С; йомощью октан-корректора окончательно установить опережение таким образом, чтобы при разгоне автомобиля, движущегося со скоростью 50 км/ч на четвертой передаче, в течение короткого времени прослушивалась легкая детон$$ия. Отсутствие детонации является формальным явлением лишь в том случае, если применяется бензин с более высоким октановым числом, чем рекомендовано заводом. Катушка зажигания типа Б-117, применяемая на автомобиле, служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения. Она состоит из железного сердечника, первичной и вторичной обмоток, стального корпуса и карболитовой крышки с клеммами. В процессе эксплуатации катушка никакого ухода, кроме содержания ее в чистоте, не требует и „ремонту не подлежит. Крышка катушки всегда должна быть сухой. Свечи зажигания. Электрический разряд (искра) образуется в цилиндре между электродами свечи зажигания. Свеча состоит из центрального электрода с изолятором и стального корпуса, в котором за вальцовкой закрепляется боркорундовый изолятор, собранный с центральным электродом. Нижняя часть корпуса свечи, имеющая один боковой электрод, оканчивается резьбой М14Х XI>25 мм длиной 19 мм, которой свеча вворачивается в нарезное отверстие головки цилиндров. Верхняя часть корпуса свечи — шестигранная, служит для удерживания ее ключом при заворачивании и выворачивании. Размер ключа 2Гмм. При установке свечи в гнездо на ее резьбовую часть надевается уплотняющая прокладка. Нормальные условия работы свечи определяются температурой нижней части ее изолятора, которая при 500—600° С самоочищается от нагара и отложений, а также зазором между боковым и центральным электродами, который должен замеряться круглым щупом и составлять 0,5—0,6 мм.

Регулируется зазор подгибанием бокового электрода. Центральный электрод трогать нельзя, так как при этом разрушается керамический изолятор и свеча выходит из строя. По цвету отложений нагара на изоляторе свечи в некоторой степени можно судить о состоянии двигателя. Если нагар на изоляторе свечи, вывернутой после движения за городом, имеет светлокоричневый цвет, то поршневая группа цилиндра и система питания двигателя в порядке. Светлый цвет нагара свидетельствует о том, что система питания отрегулирована на слишком бедную смесь. Бархатистое темное отложение нагара на свече говорит о переобогащении смеси и необходимости проверки уровня топлива в (юплавковой камере, который может быть велик. Замасливание изолятора является тревожным сигналом, требующим проверки поршневых колец и направляющих втулок клапанов. Уход за системой зажигания несложен. При осмотрах автомобиля ее приборы, особенно крышку распределителя, катушки зажигания и провода высокого напряжения, следует очищать от загрязнений и замасливания, протирая их сухой тряпкой. Нельзя забывать, что после мойки автомобиля снизу и особенно после струйной мойки двигателя на внутренней поверхности распределителя зажигания конденсируется вода. Она затрудняет пуск двигателя и делает его работу неустойчивой. Поэтому после того, как двигатель автомобиля был вымыт или же приходилось преодолевать броды, нередко возникают затруднения с запуском. Для их устранения крышку распределителя следует снять, протереть насухо чистой тряпкой, а внутренние части распределителя продуть сжатым воздухом, проверив при этом состояние контактов прерывателя. Заводом-изготовителем предусмотрено, что через каждые 10000 км пробега автомобиля необходимо выполнить следующие работы по обслуживанию системы зажигания: 1. Залить несколько капель масла для двигателя в отверстие масленки 13 (см. рис. 7-11) распределителя зажигания, повернув предварительно крышку масленки. 2. Проверить состояние контактов прерывателя-распределителя зажигания 9, при необходимости очистив их чистой тряпкой, смоченной бензицом. 3. Проверить и при необходимости отрегулировать зазор между контактами 9 прерывателя, установив его равным 0,40±0,03 мм. Регулировка зазора производится после ослабления винта 8 при помощи отвертки, вставленной в паз 10. После регулировки винт 8 затянуть до отказа и восстановить обороты холостого хода регулировкой карбюратора. 4. Вывернуть, осмотреть и очистить свечи, удаляя нагар между изолятором и корпусом свечи с помощью пескоструйного аппарата. 5. Проверить величину зазоров между электродами свечей и при необходимости, подгибая боковые электроды, установить их равными 0,5—0,6 мм.

тшт. К системе освещения и световой сигнализации автомобиля относятся следующие приборы электрооборудования: фары, подфарники, боковые указатели поворота, задние фонари, фонари освещения заднего номерного знака, плафоны салона, лампы освещения моторного отсека, багажника и шкал приборов, контрольные лампы щитка приборов. Две круглые фар ы типа ФГ 140 расположены по краям декоративной облицовки радиатора. Фары имеют оптическую систему типа «европейский луч», ослепляющее действие которой -при включенном ближнем свете уменьшается за счет установки экранов перед нитями накаливания, ограничивающих распространение светового потока вверх. Вместе с тем освещение дороги и особенно ее правой стороны остается достаточным для движения с высокими скоростями/ Каждая 'фара снабжена герметизированным оптическим элементом 4 (рис. 7— 14), параболический отражатель которого спереди закрыт стеклянным рассеивателем, а сзади — специальным уплотнителем, сквозь который проходит цоколь лампы.

60

В фарах установленыдвухнитевые лампы 6 мощностью 45 Вт для дальнегосвета и 40 Вт для ближнего.Хромированные облицовочные ободки крепятся спомощью винтов 7. Положение оптического элементафиксируется с помощью выступов 2, входящих в гнезда 3. Демонтаж фары производится следующим образом:

вывернуть отверткой винт 7 крепления облицовочного ободка и снять его, опустив вниз до вывода из зацепления за выступ 13; ослабив винты 11, повернуть против часовой стрелки внуш ренний обод 1 и снять его, соблюдая осторожность; отжав пружины 5 держателя лампы, вынуть лампу 6. Установка фары производится в обратной последовательности. Включение фар производится при помощи переключателя 4 (см. рис. 1-6) наружного освещения, который расположен с левой стороны под рулевым колесом. Переключатель 4 работает только тогда, когда ключ замка зажигания находится в положениях 1 или 3 (см. рис. 1-7 и 1-8), а клавишный выключатель освещения 1 — во включенном нажатом вниз положении (см. рис. 1-6).

61

Переключатель 4 имеет три фиксируемых положения: 1 —- крайнее верхнее, при котором включены габаритные фонари и фонарь освещения номерного знака; 2 —среднее, при котором включен блйжний свет фар, габаритные фонари и фонарь освещения номерного знака; 3 —нижнее, при котором включен дальний свет фар, габаритные фонари и фонарь освещения номерного знака. Кроме того, при подтягивании к рулевому колесу рычага 4 включаётся мигание света в фарах независимо от положения выключателя 1. Регулировк а свет а фа р производится при ненагруженном автомобиле в следующем порядке: 1. Проверить давление в шинах и при необходимости довести его до нормального, то есть до 1,7 кгс/см2 в шинах передних и до 1,8 кгс/см2 в шинах задних колес. 2. Установить автомобиль на горизонтальном участке в 5 м от расположенного в тени экрана таким образом, чтобы продольная ось автомобиля была перпендикулярна к плоскости экрана. 3. Покачать автомобиль для того* чтобы положение его кузова относительно дороги установилось под действием упругих элементов подвесок.

4. Разметить экран по схеме, изображенной на рис. 7-15, проведя вначале вертикальную ось X — X. 5. Снять ободки фар. 6. Включить ближний свет фар и отрегулировать положение оптических элементов фар таким образом, чтобы горизонтальная граничная линия освещенного и неосвещенного участков совпадала с линией б — в —в —б, а наклонные граничные линии начинались от точек в или в непосредственной близости от них. Регулировка перемещения пучка света фары в вертикальной плоскости производится при помощи винта 9 (см. рис. 7-14), в горизонтальной плоскости при помощи винта 8. 7. Закончив регулировку, установить на место наружные ободки фар и закрепить их. Регулировку света фар рекомендуется производить после замены их оптических элементов и лампочек, после окончания обкатки автомобиля и периодически, 1—2 раза в сезон. Подфарник и типа ПФ 140 установлены ниже фар и предназначены для обозначения габаритов автомобиля и световой сигнализации при маневрировании

62

и поворотах (рис. 7-16). В каждом из них установлена двухнитевая лампа 3. Для замены неисправной лампы следует снять рассеиватель, отвернув крепящие его винты 1. Нить указателя поворота имеет мощность 21 Вт, а нить габаритного света — 5 Вт.

Боковы е указател и поворот а установлены на передних крыльях автомобиля и, включаясь одновременно с передними и задними указателями поворотов, служат для световой сигнализации при маневрировании и поворотах. Пластмассовые прозрачные рассеиватели боковых указателей имеют «автооранжевый» цвет. В каждом указателе установлено по одной лампе с нитью мощностью 4 Вт. Для снятия бокового указателя поворота следует отвернуть крепящую его гайку, расположенную с внутренней стороны крыла автомобиля. Задни е фонар и типа ФП 140 (на модели ВАЗ-2101) и ФП 142 (на модели ВАЗ-2102) предназначены для обозначения габаритов автомобиля, сигнализации при торможении и маневрировании. Фонари (рис. 7-17) расположены горизонтально ниже крышки багажника и врезаны в наружную панель задка автомобиля. Каждый фонарь снабжен двумя лампами: однонитевой 6 с нитью для указателя поворота мощностью 21 Вт и двухнитевой 4 с нитью габаритного света мощностью 5 Вт и нитью стоп-сигнала мощностью 21 Вт.

Прозрачные пластмассовые рассеиватели 3 в средней части стыкуются и крепятся винтом 5, а на их краях сделаны выступы, входящие при установке в пазы корпуса фонаря. Для замены ламп достаточно вывернуть один винт и снять рассеиватели. Расположенные ниже задних фонарей катафоты обладают высокой отражающей способностью и предназначены для дублирования задних фонарей в случае их неисправности. Задние фонари автомобиля ВАЗ-2102 по конструкции иные и установлены вертикально по обе

63

стороны от задней.двери автомобиля. Их крепление и устройство представлены на рис. 7-18. Фонар ь освещени я заднег о номерног о зна ка автомобиля ВАЗ-2101 (рис. 7-19, а) установлен под номерным знаком на заднем бампере и имеет две лампы по 5 .Вт. При замене лампы 4 вначале следует снять с обоймы 3 ее патрона защитный резиновый чехол */, а затем вынуть патрон и заменить лампу. У автомобиля ВАЗ-2102 фонарь освещения номерного знака устроен иначе и помещен на задней двер|||| | це (рис. 7-19,б).

64

Плафон ы освещени я салон а ^ И установлены в верхней части средних М В стоек кузова (рис. 7-20). Отпрессованный Д Д как одно целое с пластмассовым рассей|| В вателем 1 корпус плафона крепится в И И проеме стойки двумя пружинными дерЯ В жателями 4. Чтобы вынуть плафон для Ц В замены лампы, надо преодолеть усилие Н Н этих держателей. В каждом плафоне усИ И тановлена трубчатая лампа 2 мощностью Кроме того, лампы плафонов включаются при открывании любой двери кнопочными включателями, установленными между петлями навески дверей. Подкапотна я у ламп а служит для освещения моторного отсека кузова и закреплена на панели короба воздухозаборника, расположенного перед

Патрон лампы составляет одно целое с кнопочным включателем, зажигающим лампу при открывании капота в темное время суток, когда включено наружное освещение. Фонар ь освещени я багажник а установлен в багажном отделении. Основание фонаря крепится к кузову винтом. Рассеиватель вместе с ламподержателем снимается с основания при перемещении в сторону. Его лампа мощностью 4 Вт загорается при включении наружного освещения. Освещени е приборо в и контрольны е ламп ы щитка приборов расположены с обратной стороны комбинации приборов (рис. 7-21).

65

Для замены ламп необходимо снять комбинацию приборов, отжав с внутренней стороны пружинные держатели А. Освещение вещевого ящика включается автоматически кнопочным выключателем А (см. рис. 1-12) при открывании его крышки. Для замены лампы В необходимо извлечь ее из патрона, повернув при одновременном легком нажатии. Звуковые сигналы высокого и низкого (расположенного ближе к радиатору) тона установлены в левом переднем углу мотоотсека и закреплены с помощью кронштейна на верхней поперечине. Перед сигналами в щитке радиатора предусмотрено специальное отверстие. Доступ к звуковым сигналам возможен при открытом положении капота. Цепь звуковых сигналов включает: два электровибрационных сигнала, включатель с кольцевой кнопкой 16 (см. рис. 1-6), установленной на рулевом колесе, и плавкий предохранитель на 16 А, помещенный в блоке предохранителей.

Регулировка тональности сигн-алов производится вращением специальных винтов, причем при вращении их по часовой стрелке сила звука увеличивается, а при вращении против часовой стрелки — уменьшается. Электродвигатель вентилятора отопителя установлен на двух упругих подушках в пластмассовом коробе отопителя и закреплен двумя пружинными держателями. К вентилятору отопителя относятся: электродвигатель, пластмассовая пятилопастная крыльчатка и самоцентрирующаяся ступица с гайкой для крепления крыльчатки.

66

Для включения электродвигателя отопителя служит переключатель А (рис. 1-11), имеющий три положения; среднее — электродвигатель выключен; верхнее — электродвигатель включен через дополнительное сопротивление и вращается с низкой скоростью; нижнее — электродвигатель включен и вращается с высокой скоростью. Более подробно система вентиляции и отопления описана в главе 8. Электрический стеклоочиститель состоит из электродвигателя со встроенным редуктором 1 (рис. 7-22), который через систему рычагов приводит в действие две щетки, очищающие снаружи ветровое стекло. Стеклоочиститель установлен с левой стороны короба воздухозаборника. Доступ к нему обеспечивается при открытом капоте. Электродвигатель стеклоочистителя снабжен устройствами для остановки щеток после выключения в крайнем нижнем положении и для прерывистой работы. Управляется стеклоочиститель при помощи клавишного переключателя 3 (см. рис. 1-6), имеющего три положения: Клавиша нажата вверх, при этом стеклоочиститель выключен;

2. клавиша нажата вниз (не полностью), при этом прибор работает прерывисто, включаясь с помощью специального реле через 3—5 с; ": 3. клавиша нажата вниз (до отказа), при этом обеспечивается непрерывная работа с числом двойных ходов 52—70 в минуту. Для нормальной работы стеклоочистителя его щетки должны прижиматься к стеклу с усилием 400—500 гс.

67