Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

УХОД ЗА АВТОМОБИЛЕМ

В процессе эксплуатации возникает необходимость в выполнении ряда работ, требующих, поднятия автомобиля.

В комплект шоферского инструмента, который прикладывается к каждому автомобилю, входит дорожный винтовой домкрат / (рис 9-1), который закреплен в багажнике за запасным колесом. При подъеме автомобиля несущий рычаг домкрата должен быть вставлен полностью в гнезда специальных кронштейнов, имеющихся под полом кузова (рис. 9-2), а корпус домкрата не должен касаться наружных поверхностей кузова при его перемещении вверх и вниз.

2

Для замены колеса необходимо: — установить автомобиль на ровной и твердой поверхности и заблокировать задние колеса ручным тормозом; под колеса со стороны, противоположной поднимаемой, подложить колодки или предметы, которые бы препятствовали движению автомобиля; — снять с помощью отвертки или монтажной лопатки декоративный колпак и ключом, имеющимся в комплекте инструмента, ослабить на один оборот четыре болта крепления колеса; ^— отстегнув эластичный ремень, вынуть из багажника запасное колесо и домкрат; — вставив несущий рычаг домкрата в гнездо соответствующего кронштейна, вращать рукоятку домкрата и поднимать автомобиль до тех пор, пока между заменяемым колесом и плоскостью дороги не появится зазор. При подъеме автомобиля опорная пята домкрата не должна углубляться в грунт; в противном случае под нее следует подложить доску или иной предмет, который увеличил бы ее опорную поверхность; —отвернуть четыре болта крепления колеса, положить их в колпак и снять колесо; — установить новое колесо, надев его двумя малыми отверстиями на установочные штифты;

— завернуть четыре болта и равномерно затянуть их, подтягивая поочередно расположенные диаметрально болты; — опустить автомобиль, вынуть несущий рычаг домкрата из гнезда и убрать домкрат; — затянуть болты крепления колеса окончательно моментом 7 кгсм и надеть декоративный колпак, закрепив его ударом ладони; — проверить давление в шине и довести его до значения, имеющегося у второго колёса этой оси; — поджать несущий рычаг 3 домкрата (см. рис. 9-1) и, вращая рукоятку, опустить его до упора в опорную пяту 2;

3

— отверстие в пяте домкрата надеть на штырь, имеющийся в кузове, а корпус домкрата опереть на кронштейн 5; — очистить снятое с автомобиля колесо от пыли и грязи, после чего установить его в нишу багажника и, охватив эластичным ремнем, закрепить вместе с домкратом. При пользовании парковыми домкратами, когда требуется поднять переднюю или заднюю часть автомобиля, их пята должна упираться соответственно в среднюю часть поперечины передней подвески или в среднюю часть балки заднего моста. Для буксировки автомобиля буксирный трос закрепляют в специальных проушинах, расположенных под передним и задним бамперами, рядом с клыками. При буксировке следует избегать рывков и резких поворотов, так как при этом штампованные из стали толщиной 4 мм буксирные проушины могут быть разрушены. С целью увеличения проходимости автомобиля допускается устанавливать на его передние и задние колеса цепи противоскольжения. Прежде всего при этом нужно проверить соответствие

цепей размеру шин. Рекомендуется применять цепь, изображенную на рис. 9-3, конструкция которой отличается компактностью, малым весом и позволяет установить ее без значительных затрат труда и времени. . Цепь данной конструкции состоит из двух ободов — наружного и внутреннего, между которыми расположены перемычки. Диаметр наружного обода меньше диаметра внутреннего, и обод снабжен замком. kПосле установки цепей необходимо проверить, чтобы их выступающие части при вращении колес не задевалй за детали

4

ходовой части или кузова. Цепи, окоторые крепятся к диску, для Nавтомобиля «Жигули» применять нельзя. Завод-изготовитель гаранти- Ырует исправную и надежную ра-Лботу автомобиля в течение 12 месяцев со дня приемки автомоби- Щля потребителем при условии, чТ0р™пробег за этот период не будетЦ.превышать 20000 км и что по-\>требителем будут выполняться^правила эксплуатации и ухода,s^Vуказанные в прилагаемой к авто- NмобиЛю инструкции. Это значит, что в течение гарантийного срока и пробега завод-изготовитель производит за свой счет замену всех деталей, узлов и агрегатов, которые выйдут из строя по вине за вода. Гарантийный ремонт про изводится только в том случае, если потребитель не нарушал

условий использования и эксплуатации автомобиля. В противном случае ответственность за устранение выявленных дефектов должен нести потребитель. Для обеспечения сохранности автомобиля и избавления от излишних неприятностей рекомендуем еще ряд полезных советов: — личинки замков дверей и багажника не следует смазывать; для их «мягкой» и четкой работы достаточно периодически (1— 2 раза в год) вдувыть в щели немного графитового порошка; — начиная движение после длительной стоянки при особо низких (ниже —20° С) температурах, следует проехать около 1—2 км на I передаче для того, чтобы не создавать двигателю излишней нагрузки за счет повышенной вязкости трансмиссионного масла; — находящиеся на щитке приборов красные контрольные лампы не должны загораться в том случае, если автомобиль исправен; — при регулировке зазоров механизма привода клапанов ни

При сильном загрязнении можно применять деревянные заостренные палочки и не оставляющую ворса ткань. После промывки и очистки каналы, калиброванные отверстия и жиклеры продуть сжатым воздухом, после чего карбюратор собрать и установить на место в соответствии с рекомендациями, приведенными в главе 3 (12, рис. 9-4). 2. Одновременно с промывкой карбюратора очистить и промыть трубопроводы и шланги системы вентиляции картера, а также пламегаситель и клапан, расположенный на оси дроссельной заслонки в наружном приливе нижнего корпуса карбюратора. При очистке резиновых шлангов ацетоном пользоваться не следует.

5

3) Снять ступицы передних колес, разобрать, очистить и осмотреть их подшипники. Заменить смазку, собрать и отрегулировать подшипники ступиц в соответствии с рекомендациями, приведенными в главе 5 наг стоящего пособия (13, рис. 9-4 и 6 рис. 9-5). 4. Проверить крепление узлов и агрегатов автомобиля в соответствии с рекомендациями, приведенными в данном пособии. Через каждые 30000 км пробега автомобиля необхо д ИМ 0 . 1. Сняв и разобрав стар-

тер, аккуратно зачистить его коллектор, проверить степень износа щеток и плотность их прилегания к коллектору. При необходимости заменить щетки, подогнав их по диаметру коллектора. После этого очистить детали стартера и смазать винтовые шлицы вала. Маслом для двигателя смазать втулки обеих крышек и шестерню стартера, а промежуточный стальной диск муфты привода стартера смазать консистентной смазкой (14, рис. 9-4 и 10% рис. 9:5). 2. Заменить масло в картере коробки передач, для чего полностью слить отработавшее масло, а затем, завернув сливную пробку 2, залить в коробку свежее масло ТАд-17 до уровня нижней кромки наливного отверстия 1 (рис. 4-18). 3. Смазать консистентной смазкой шлицевое соединение скользящей муфты карданного вала со стороны эластичной муфты через отверстие, закрытое пробкой 4 (рис. 4-19), предварительно заменив ее масленкой. Масленка для смазки скользящей муфты карданного вала приведена на рис. 9-6. 4. Заменить масло в картере редуктора заднего моста, для

чего отвернуть пробки / и 2 (рис. 4-26), после полного слива от!работавшего масла вновь завернуть ее и, отвернув пробку 2, за}лить в картер свежее масло ТАд-17 до уровня нижней кромки наливного отверстия. Через каждые 60000 км пробега автомобидя: 1. Заменить охлаждающую жидкость в системе охлаждениядвигателя, пользуясь приемами, изложенными в главе 3 настоящего пособия. Указанную операцию следует проводить через два года такжёи в том случае, если за этот промежуток времени пробег автомобиля был менее 60000 км. 2. Аккуратно зачистить коллекторные кольца генератора пе^ременного тока, проверить степень износа щеток и плотность ихприлегания к коллекторным кольцам. При необходимости заменить щетки. Таковы основные работы, которые необходимо выполнять независимо от состояния автомобиля после указанных выше пробегов.Кроме этих работ, в большинстве районов нашей страны целесообразно дв а раз а в го д выполнять сезонное обслуживание,при котором рекомендуется произвести следующие работы: 1. Сезонную установку крышки воздушного фильтра, которая обеспечивала бы летом подачу в карбюратор неподогретого воздуха, а зимой — подогретого,* от выпускного коллектора. 2. Смену масла в двигателе; летом в двигатель следует заправлять масло М12Г, а зимой — масло М8Г. В местностях с умеренными сезонными колебаниями температуры система смазки двигателя может быть заправлена всесезонным маслом М10Г в течение всего года, а также при температуре ниже —15° С. 3. Проверять и при необходимости корректировать плотность электролита в аккумуляторной батарее. 4. Если на летний период система охлаждения двигателя была заправлена водой, то до наступления заморозков заправить ее специальной незамерзающей жидкостью, пользуясь рекомендациями, изложенными в главе 4 настоящего пособия. Приведенные выше работы не охватывают работ, выполняемых по требованию. Способы определения необходимости этих работ и их выполнения приведены в инструкции по обслуживанию и в соответствующих разделах настоящего пособия. От своевременного обнаружения и устранения неисправностей зависят надежность, долговечность, экономичность и безопасность автомобиля. Поэтому, осматривая автомобиль и находясь за рулем, будьте ВНИМАТЕЛЬНЫ! Оставляя автомобиль, не забудьте включить устройство, препятствующее его угону Дополнительно к противоугонному устройству замка зажигания неплохо установить сигнализатор.

ленная неподвижно в корпусе клапана, входит в кольцевой паз поршня 5, ширина которого больше толщины пластины. Кольцевой зазор между горловиной крышки 4 корпуса усилителя и корпусом клапана 21 уплотнен манжетой 17, удерживаемой в своем гнезде с помощью дистанционного 6 и стопорного 18 колец«( Для уменьшения трения цилиндрическая поверхность корпуса клапана 21, перемещающаяся относительно уплотнителя 17,

6

Называется смазкой «Литол-24». От попадания грязи эти поверхности защищены резиновым гофрированным колпаком 11 с металлической обоймой 12, надеваемой на торец корпуса клапана. На толкателе 14 до его обжимки в поршне 5 устанавливаются: воздушный фильтр 13, предназначенный для очистки воздуха, поступающего в усилитель, опорные чашки. 7, 9 и 10, пружины 15 и 16 и резиновый клапан 9. Спереди, со стороны корпуса усилителя 2 также имеется отверстие с гнездом, в котором установлены уплотнитель 24 с обоймой 25, предназначенные для уплотнения выступающего из усилителя штока 3. Задний, обращенный к тормозной педали конец што-

7

ка S имеет цилиндрическую головку, входящую в специальное гнездо, имеющееся в центре передней части корпуса клапана 2L В переднем торце штока 3 расположено отверстие с самоконтрящейся резьбой, в котором установлен регулировочный болт 26 с полусферической головкой, упирающийся при торможении в гнездо поршня 5 (см. рис. 6-11) главного тормозного цилиндра. Своей задней головкой шток 3 (рис. 10-6) опирается на резиновый буфер 20, расположенный в гнезде корпуса клапана между штоком 3 и поршнем 5. Возвратная пружина 23 служит для перемещения корпуса клапана 21 в крайнее правое положение при отсутствии вакуумного или механического воздействия. С помощью резинового шланга, подсоединяемого к корпусу усилителя посредством штуцера, ввертываемого во втулку /, вакуумная полость усилителя соединяется с внутренней полостью впускной тру?)ы двигателя. В наконечнике шланга имеется обратный клапан, открывающийся при перепаде давления между вакуумной полостью усилителя Л и впускной трубой двигателя. Действие усилителя возможно только при работающем двигателе, когда в его впускной трубе имеется разрежение. По резиновому шлангу 2 (см. рис. 10-5) это разрежение подводится к вакуумной полости усилителя А. При отпущенной тормозной педали вакуумная полость А через каналы Б и В сообщается с атмосферной полостью Г благодаря наличию кольцевой щели «а» между передним торцем резинового клапана 8 и расположенным перед ним кольцевым выступом корпуса клапана. Атмосферная полость Г при этом отделена от атмосферы уплотнителем 17 и торцом резинового клапана 5, который усилием пружины 16 прижат к заднему торцу поршня 5. Ввиду того что по обе стороны диафрагмы усилителя при этом имеется вакуум, т. е. равное давление, диафрагма и установленный на ней корпус клапана 21 остаются в исходном положении: усилием возвратной пружины 23 они прижаты к крышке 4 корпуса усилителя. При торможении, когда нажатием на педаль тормоза толкатель 14 вместе с поршнем 5 и прижатой к нему подвижной (внутренней) частью резинового клапана 8 перемещается влево, атмосферная полость Г остается изолированной от полости Д, соединенной с атмосферой через пористый фильтр 13 до тех пор, пока не

8

исчезнет кольцевая щель «а» и торец клапана 8 не укроется в кольцевой выступ корпуса клапана. При этом вакуумная полость А будет отделена от атмосферной полости Г, а полость Г в свою очередь будет отделена от полости Д и атмосферы. Дальнейшее перемещение педали тормоза и связанного с нею толкателя 14 приведет к образованию кольцевой щели между поршнем 5 и передним торцом резинового клапана S, перемещение которого после упора в корпус клапана 21 прекратится. В атмосферную полость Г при этом поступит воздух из полостиД, соединенной с атмосферой через фильтр 13. Образовавшийся по разные стороны диафрагмы 22 перепад давления (в полости А вакуум, а в полости Г атмосферное давление) приведет к перемещению диафрагмы вместе с корпусом клапана 21 в сторону главного* тормозного цилиндра. При этом головка регулировочного болта 26 штока 3, упираясь в поршень главного тормозного цилиндра, создаст избыточное давление в системе гидропривода тормозов. Направление сил, перемещающих шток 3 под воздействием тормозной педали (через толкатель 14, поршень 5, буфер, 20) при этом совпадает с направлением сил, перемещающих шток 3 под действием разрежения (через диафрагму 22у корпус клапана 21 и буфер 20). В этом и заключается эффективность действия усилителя при торможении. При задержке перемещения тормозной педали (и связанных с нею толкателя 14 и поршня 5) под действием разрежения в полости А корпус клапана 21 BMecfe с прижатым к нему торцем резинового клапана 8, будет перемещаться влево до тех пор, пока клапан 8 не упрется в задний торец поршня 5. При этом сообщение полости Г с полостью Д прекратится, и перемещение корпуса клапана 21 приостановится. Края резинового буфера 20 сожмутся, а его средняя часть выступит в сторону поршня 5. Таким образом, установится равновесие и жидкость в системе* гидропривода будет находиться под постоянным давлением, обедр печивающим задаваемую нажатием на педаль эффективность торт можения. Для увеличения эффективности торможения необходимо дополнительное перемещение педали тормоза. При этом толкатель 14 с поршнем 5 переместятся влево, между передним торцем клапана 8 и задней кромкой поршня 5 образуется кольцевая щель, через которую атмосферная полость Г соединится с атмосферой через полость Д. Усилие педали и образовавшийся перепад давления в полостях А и Г переместят шток 3 (и соответственно поршни главного тормозного цилиндра) левее, после чего бновь наступит равновесие, но давление тормозной жидкости при Этом будет более высоким, чем вначале. Соответственно повысится и эффективность торможения.

Для снижения эффективности торможения нужно немного отпустить педаль тормоза. Оттяжная пружина 7 педали 3 (см. рис. 6—8) переместит педаль и связанные с нею толкатель 14 (см. рис. 10—6) и поршень 5 вправо. Упираясь в торец резинового клапана 8, поршень 5 отодвинет клапан 8 от кольцевого выступа корпуса 21. Вакуум из полости А через канал Б, образовавшуюся кольцевую щель «а» й канал В перейдет в полость Г. Перепад давлений, удерживавший диафрагму, уменьшится, поэтому диафрагма под воздействием возвратной пружины вместе с корпусом 21 и штоком 3 переместится вправо до исчезновения кольцевой щели «а». Давление в системе гидропривода и, соответственно, эффективность торможения при этом снизятся. При аварийном торможении, когда мускульное усилие на педали достаточно велико, поршень 5, упираясь через буфер 20 в штокЗ, механически воздействует на поршни главного тормозного цилиндра. , Щ : Усилие, прилагаемое к штоку 3, при этом увеличивается работой усилителя, так как поршень 5 уходит вперед от клапана 8, который упирается в кольцевой выступ корпуса 21; ъ этом случае сохраняется перепад давлений, стремящийся переместить подвижные детали привода тормозов влево. Прекращение торможения производится при отпускании педали. Под действием оттяжной пружины педали, возвратной пружины вакуумного усилителя и возвратных пружин цилиндров гидропривода подвижные детали вакуумного усилителя перемещаются вправо. Поршень 5 своей задней кромкой отжимает торец подвижной части клапана 8 от кольцевого выступа корпуса 21, через образовавшуюся кольцевую щель полость А сообщается с полостью Г; сообщение полости Г с полостью Д прекращается, так как торец клапана 8 усилием пружины 16 прижат к кромке клапана 5. Ввиду отсутствия механических или вакуумных воздействий подвижные детали привода главного тормозного цилиндра возвращаются в исходное, т. е. крайнее правое положение. Рассмотренное выше устройство и принцип действия вакуумного усилителя позволяют сделать вывод, что он является следящим устройством. позволяющим уменьшить усилие, прилагаемое к тормозной педали с сохранением требуемой эффективности торможения без увеличения хода педали. Устройство усилителя предусматривает возможность пользования рабочими тормозами при неработающем двигателе, а также при неисправном (частично или полностью не работающем) усилителе. В этом случае ход педали тормоза увеличивается, а эффективность действия тормозов резко снижается. Привод поршней главного тормозного цилиндра при этом осуществляется механическим путем, от педали через толкатель 14, поршень 5, резиновый буфер 20 и шток 3. Меньшая, чем у моделей ВАЗ-2101 или ВАЗ-2102, эффективность тормозов при неработающем усилителе объясняется тедГ, что

у BA3-2103 соотношение плеч педального толкателя иное, а взамен жесткого толкателя применен ряд деталей, не обеспечивающих равноценной жесткости. Неисправность усилителя чаще всего может быть определена по следующим признакам: снизилась эффективность торможения (требуется большее усилие и больший ход педали); при работающем двигателе постоянно прослушивается шипение воздуха, поступающего через усилитель во впускную трубу двигателя, независимо от положения педали тормоза; при нажатии на тормозную педаль слышится не прекращающееся шипение воздуха, иногда при этом двигатель неустойчиво работает на оборотах холостого хода и даже глохнет; самопроизвольное торможение автомобиля без перемещения тормозной педали; после торможения автомобиль остается в заторможенном состоянии. Иногда при этом педаль тормоза не возвращается в исходное положение (не выключаются стоп-сигналы). Причинами перечисленных выше неисправностей обычно бывают нарушение регулировки усилителя, механическое разрушение деталей усилителя, неправильная сборка узла (например, установка наружного грязезащитного чехла на главный тормозной цилиндр), загрязнение воздушного фильтра или трущихся поверхностей подвижных деталей. При появлении признаков, свидетельствующих о неисправности усилителя, прежде всего следует проверить, не нарушен ли размер выступания регулировочного болта над плоскостью переднего фланца усилителя. Для этого необходимо снять со шпилек главный тормозной цилиндр и, не отсоединяя от трубок и шлангов гидропривода, немного оттянуть его в сторону и вперед так, чтобы появилась возможность замерить размер 1,25—0,2 мм (рис. 10—7). Если головка регулировочного болта выступает над плоскостью переднего фланца корпуса усилителя не на 1,25—0,2 мм, то нужно восстановить регулировку. Для этого, соблюдая осторожность, следует снять (вытянув вперед) пластмассовую обойму 25 (см. рис. 10—6), затем, поворачивая (чтобы не выронить из гнезда в корпус усилителя буфер 20), вытянуть вперед шток 3 так, чтобы появилась возможность удержать его от проворачивания за переднюю часть, имеющую насечку и, вращая регулировочный болт 26, увеличить или уменьшить его выступание. После этого ввести головку штока в гнездо корпуса 21 и произвести повторный замер. При необходимости повторить регулировку описанным выше способом. Если размер 1,25—0,2 мм правилен, а усилитель все же неисправен, то его нужно снять с автомобиля, отсоединив штуцер вакуумного шланга, четыре гайки крепления и толкатель or педали.

До разборки необходимо нанести метки на корпусе и крышке усилителя, чтобы при последующей сборке сохранить их взаимное положение. Для разборки корпус усилителя нужно закрепить за болты в тисках так, чтобы не повредить их резьбы и не деформировать корпуса. Затем, применив двуплечий рычаг, имеющий пять отверстий в своей уширенной средней части (одно — для свободного прохода корпуса клапана и четыре — для прохода болтов), повернуть

9

крышку относительно корпуса против часовой стрелки до вывода выступов, имеющихся на ободе крышки из соответствующих выемок корпуса. При разборке усилителя нужно соблюдать осторожность, помня, что под крышкой— сжатая пружина (рис. 10—8). Осторожно4 сняв крышку, оставить шток 3 в корпусе и удалить защитный чехол 11, после чего вынуть диафрагму с закрепленным в ней корпусом клапана. Далее снять диафрагму 22 с корпуса 21,

вынуть упорную пластину 19 и за проушину толкателя 14 вынуть его в сборе с сальником 13, клапаном 8, пружинами 15 и 16, опорными чашками 7, 9, 10 и поршнем 5 из корпуса 21. Через освободившееся отверстие вытолкнуть буфер 20. Вывернув регулировочный болт 26, вынуть шток 3. Осмотреть состояние уплотнителей 17 и 24, обратив особое внимание на целостность рабочих поверхностей; при необходимости заменить уплотнители. Осматривая рабочие поверхности штока 3 и корпуса клапана 21, тщательно очистить их от загрязнения, коррозии и механических повреждений. Резиновые детали, обеспечивающие герметичность полостей: диафрагма 22, клапан 8 и чехол 11 не должны иметь трещин или разрывов. Фильтр 13 должен быть очищен от загрязнений или заменен для обеспечения свободного доступа воздуха в полость усилителя. Сборка усилителя производится после тщательной очистки деталей и замены неисправных в следующей последовательности: а) смазать смазкой «Литол-24» рабочие поверхности уплотнителей 17 и 24; б) вставить шток 3 в отверстие уплотнителя 25 и ввернуть в него регулировочный болт 26; в) смазав наружную поверхность клапана 8 смазкой «Литол-24», вставить толкатель 14 в сборе с поршнем 5, клапаном 8, пружинами и опорными чашками в отверстие корпуса клапана 21; г) установить в соответствующий паз корпуса клапана 21 пластину 19, зафиксировать поршень 5 и надеть диафрагму 22; д) установить на место буфер 20, предварительно смазав его «Литолом-24»; е) закрепив корпус усилителя в тисках, установить на место возвратную пружину; ж) слегка смазав «Литолом-24» наружный обод диафрагмы, вложить ее в крышку. Придерживая, перевернуть и, сжимая возвратную пружину, установить на место крышку, зафиксировав ее положение поворотом по часовой стрелке до совмещения меток; з) установить на место грязезащитный чехол 11; и) вынув усилитель из тисков, перевернуть его и закрепить в перевернутом положении (штоком 3 вверх); к) довести величину выступания головки регулировочного болта 26 до размера 1,25—0,2 мм. л) вынув усилитель из тисков и уперев его проушиной толкателя, убедиться в том, что подвижные части перемещаются в обе стороны без заедания; м) подключив вакуумный шланг, убедиться в том, что вакуумная полость усилителя герметична. Далее, нажимая рукой на толкатель, привести усилитель в действие; н) установить усилитель на место.

Перечисленные выше работы по разборке и ремонту вакуумного усилителя настоятельно рекомендуется выполнять на станциях технического обслуживания, располагающих квалифицированными специалистами, запасными частями, специальными приспособлениями и инструментами. Тормозные механизмы задних колес автомобиля BA3-2103 отличаются от соответствующих узлов ВАЗ-2101 тем, что зазоры Шежду накладками тормозных колодок и рабочими поверхностями тормозных барабанов не требуют регулировки и автоматически поддерживаются в требуемых пределах. Конструктивные изменения тормозных колодок, щитов и регулировочных устройств вызваны тем, что взамен эксцентриков, применявшихся у автомобиля ВАЗ-2101, здесь применены фрикционные устройства, которые закрепляются на колодках. На каждом щите заднего тормоза (рис. 10—9, а) приварены по две оси 10, которые служат для ограничения перемещения колодок при их отводе стяжными пружинами. В ребре каждой колодки 5 имеется овальное отверстие, в котором установлено регулировочное устройство. Оно состоит из втулки 8У оси двух фрикционных шайб 7, опорной чашки 14, пружины 15 и втулки пружины 16. В собранном виде регулировочное устройство, корпусом которого служит втулка 8, может перемещаться относительно ребра колодки только с определенным-усилием. Возможность перемещения ограничивается размером овального отверстия, а требуемое усилие зависит от жесткости пружины 15, которая сжимает ребро ко-, лодки между фрикционными шайбами 7. При установке на щит втулка 8 надевается на ось 10 с зазором, определяющим величину зазора между накладкой колодки и барабаном. Дополнительно каждая колодка фиксируется относительно щита пружиной 9. При торможении, когда тормозные колодки под давлением поршней рабочего цилиндра яеремещаются по направлению к рабочей поверхности тормозного барабана, полностью выбирается зазор между сферическими головками осей 10 и втулками 8. Если этого зазора недостаточно для перемещения колодок до упора, то давление поршней преодолевает силы трения между фрикционными шайбами и ребром колодки и перемещает колодку относительно втулки 8 на необходимое расстояние. При прекращении торможения стяжные пружины 3 и 11 сжимают колодки, которые перемещаются от тормозных барабанов в пределах зазора, имеющегося между осями 10 и втулками 8. Усилие пружин при этом недостаточно, для того чтобы переместить колодки относительно втулок 8. В процессе эксплуатации уход за тормозами задних колес несложен, так как необходимости в каких-либо работах кроме очистки от загрязнения не имеется. При значительных пробегах, а также при увеличении свободного хода тормозной педали или иных нарушениях /тормозные механизмы задних колес подлежат разборке и осмотру, после чего необходимо заменить изношенные детали.

10

Убедиться в исправности пружин регулировочных устройств можно, замеряя их длину. В свободном состоянии она должна оыть равна 20 мм, а при сжатии силой 82±8 кгс должна составлять 14 мм (рис. 10—9,6).