Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ И ГОЛОВКА БЛОКА

Распределительный механизм двигателя служит для регулирования процессов впуска горючей смеси в цилиндры и выпуска из них отработавших газов в соответствии с принятыми для данного двигателя порядком работы цилиндров, фазами газораспределения и числом оборотов. Диаграмма фаз газораспределения приведена на р-ис. 2-15. В двигателе автомобиля «Жигули» применен клапанный расределительный механизм современной конструкции, с верхним однорядным наклонным расположением клапанов и верхним распожением распределительного вала (рис. 2-16). Механизм состоит из цепного привода, распределительного вала с корпусом, рычагов привода клапанов, -опорных регулировочных болтов, клапанов с пружинами и втулками и ряда других деталей. Привод распределительного вала (рис. 2-17) осуществляется двухрядной цепью (114 звеньев, шаг — 9,535 мм) с полуавтоматическим натяжителем 7 и успокоителем 3. Конструкция привода и крепление ведомой звездочки 1 выполнены так, что можно снять Чугунная ведомая звездочка распределительного вала проворачивается с помощью цепи 2, получающей вращение от стальной ведущей звездочки 5, установленной на носке коленчатоговала. Цепь 2 одновременно приводит во вращение чугуннуюзвездочку 4, закрепленную на валу привода масляного насоса,распределителя зажигания и бензонасоса. Направление вращения всех звездочек одинаковое, совпадающее с направлением вращения коленчатого вала. Число оборотовведомых звездочек / и 4 вдвое меньше, чем ведущей звездочки 5,так как отношение чисел зубьезвездочек / и 4 к числу зубьев звездочки 5 равно 2: 1 (числа зубьесоответственно равны 38 и 19). Для гашения колебаний цепислужит успокоитель 3, неподвижнозакрепленный на торце двигателя Компенсация люфтов, которы могут возникнуть при вытягивании цепи вследствие ее износа, обеспечивается башмаком 6, прижимаемым к ней плунжером натяжител7, который служит также и для необходимого при сборке двигателяослабления цепи. Корпус 2 натяжного устройства(рис. 2-18) неподвижно закрепленв правой части головки блока; осьего лежит в плоскости вращенияцепи. Внутри корпуса- 2 находитсяцанга (сухарь) 9, затягиваемая выступающей наружу гайкой 1. В отверстии цанги зажат цилиндрический хвостовик регулировочногостержня 3, на который надета предварительно сжатая цилиндрп-<ческая пружина 8, стремящаяся переместить вправо стержень 3и плунжер 7, надетый на торец стержня. Пружина 5, размещенная в отверстии стержня, в свою очередь, стремится переместитьплунжер относительно стержня. При ослабленной гайке блокировки стержня 1 цанга освобождает цилиндрический хвостовик стержня 3, который под действиемпружины 8 стремится занять крайнее положение, перемещая одновременно и плунжер 7 до упора в башмак 6 натяжителя (смрис. 2-17). Жесткость пружины 8 выше, чем пружины 5, поэтому при упо-®ре плунжера в башмак натяжного устройства пружина плунжера 5 будет полностью сжата. После затягивания гайки 1 цанга закрепит стержень, не позволяя ему перемещаться. По мере удлинения цепи башмак натяжителя под действием плунжера 7, поджимаемого пружиной о,

13

14

станет поворачиваться на своей оси (она находится снизу) и выбирать образующийся люфт. Усилие прижима башмака по мере разжатия пружины будет несколько уменьшаться, но оно (усилие) легко восстанавливается при ослаблении гайки 1, и пружина 5 вновь будет сжата полностью.

15

Рабочие поверхности башмака 6 и успокоителя 3 покрыты специальной пластической массой, обладающей высокой износостойкостью, низким коэффициентом трения и снижающей шум работы цепного привода. Газораспределение двигателя имеет следующие фазы (см. рис. 2-15): Начало открытия клапана 12° до в. м. т. Впуск: закрытие клапана 40° после н. м. т. начало открытия клапана 42° до н. м. т. Выпуск: закрытие клапана. • 10° после в. м. т. Указанная величина фаз обеспечивается при контрольных зазорах между рычагами и кулачками впускных и выпускных клапанов, равных 0,30 мм. Продолжительность открытия впускных и выпускных клапанов, одинакова и составляет 232° по углу поворота коленчатого вала, причем их перекрытие (положение, когда открыты оба клапана) составляет 22°. Высота подъема клапанов одинакова и равна 9,728 мм (без учета зазора). Распределительный вал (рис. 2-19) двигателя — чугунный, литой. Он устанавливается в специальном корпусе 11 (см. рис.2-16),

16

который закреплен на верхней плоскости головки блока девятью шпильками и гайками. У вала пять шеек, наружные диаметры которых последовательно уменьшаются для облегчения установки вала в корпус. Ввиду того что диаметры шеек вала уменьшаются спереди назад, при демонтаже вал можно вынуть из корпуса только вперед. Рабочая поверхность восьми кулачков закалена токами высокой частоты до твердости HRC=55; наружная поверхность вала фосфатирована. J Вдоль оси вала сделано сквозное отверстие, которое служит для распределения масла, поступающего через кольцевую канавку и отверстие в его средней шейке к остальным шейкам и кулачкам. Сзади в масляный канал запрессована заглушка, а спереди он перекрывается болтом, крепящим Звездочку. Фиксация вала от осевого перемещения осуществляется упорным фланцем, который крепится к торцу корпуса подшипников и входит своим полукольцом в кольцевой паз, имеющийся на носке. На переднем торце вала сделан цилиндрический выступ диаметром 16 и высотой 4 мм, служащий для центрирования цепной звездочки, а также —три отверстия. Одно из них, с резьбой М10Х X 1,25, предназначено для болта, прижимающего звездочку к торцу;во второе, диаметром 6 мм,— запрессован штифт, фиксирующийположение звездочки относительно вала, и третье,— диаметром5,5 мм,— для фиксации шайбы, стопорящей болт звездочки. Корпус подшипников распределительного вала 11 (см. рис.2-16) отлит из алюминиевого сплава. Требуемая жесткость достигнута тем, что он имеет закрытое сверху корытообразное сечение, усиленное пятью перемычками, в которых обработаны отверстия,являющиеся подшипниками распределительного вала. Фиксация положения корпуса относительно головки блока обеспечивается двумя втулками, входящими в отверстия крайних шпилек. В средней перемычке просверлен канал для подвода смазки к распределительному валу от имеющегося в головке блока сверления. Передний торец корпуса обработан и имеет два отверстия срезьбой М6Х1 Для шпилек, крепящих упорный фланец. Рычаги 10 клапанов служат для привода клапанов 1 и регулировки зазора клапанного механизма. Рычаги — стальные, кованые, имеют обработанные поверхности в зонах контакта с клапаном, кулачком и регулировочным болтом 16. Рабочие поверхности зацементированы и закалены до твердости #/? с=62 . При вращении распределительного вала его кулачок 12, набегая на рычаг 10, заставляет рычаг повернуться около сферической опоры 15 головки болта. Опускаясь, рычаг нажимает на клапан 1 и открывает его. Шпилечная пружина 9 предназначена для создания постоянного натяга в точке касания кулачка с, клапаном. Регулировочные болты 16 изготовлены из стали. Их сфериче-;ские рабочие поверхности, на которые опираются сферическими углублениями рычаги 10, закалены до твердости HRC=57 на глубину 1—2 мм. На нижней части болтов нарезана резьба М12Х1>25. Болты вворачиваются в стальные втулки 18, плотно завернутые и законтренные в головке блока. Изменение зазоров между кулачками и рычагами для установки требуемой величины 0,15 мм производится вращением болтов 16. Фиксация болтов осуществляется гайками 17. Клапаны и втулки клапанов (рис. 2-20). Впускные и выпускные клапаны расположены в головке блока в один ряд под углом 20° к вертикальной оси цилиндров. Впускной клапан изготовлен из специальной стали, а выпускной клапан состоит из двух частей, которые в заготовке соединены стыковой сваркой. Верхняя часть клапана — его стержень — изготовлена из той же стали, что и впускной клапан, так как работает в удовлетворительных температурных условиях и имеет высокую износостойкость. Нижняя же часть стержня и головка выпускного клапана сделаны из специальной стали, сохраняющей высркие механические свойства даже при воздействии высоких температур. Рабочая поверхность выпускного клапана, примыкающая своим пояском к седлу клапана, наплавлена стеллитом.

17

Оба клапана азотированы, а торцы их стержней, на которые опираются рычаги, закалены по твердости HRC=55 на глубину 1,5—3 мм. В верхней части стержней имеются кольцевые канавки для помещения выступов сухарей. Номинальный диаметр стержней клапанов 8 мм; головки клапанов — плоские с углом рабочей фаски 45°30'±5' . Наружные диаметры головок клапанов: впускного— 37 мм, выпускного—31,5 мм. Стержни клапанов перемещаются в чугунных направляющих втулках, запрессованных в головку блока цилиндров. Окончательная обработка отверстий втулок выполнена после их запрессовки с высокой точностью. Для лучшего уплотнения между втулками и стержнями клапанов поверхность отверстий втулок имеет резьбу специального профиля, выполняющую функцию лабиринтного уплотнения. Шаг этойрезьбы 1,5 мм, глубина канавки трапецеидального профиля около0,25 мм. У втулок впускных клапанов резьба имеется только вверхней части, а у втулок выпускных клапанов — по всей длине.На наружной части втулок прорезана кольцевая канавка, вкоторую устанавливается стопорное кольцо, ограничивающее ихперемещение при запрессовке. От попадания в нее избытка маслачерез зазор между стержнем клапана и отверстием втулки служатмаслоотражательные колпачки-сальники, надеваемые на верхнюючасть втулки с натягом и охватывающие стержень клапана. Колпачки изготовлены из специальной термостойкой резины.

18

Каждый клапан снабжен двумя пружинами, опирающимися . своими торцами снизу на стальные опорные шайбы, а сверху — на стальную цементированную опорную тарелку, которая на стержне клапана удерживается двумя стальными сухарями с закругленными выступами для соединения их со стержнем клапана. Преимущество закругленных выступов (и соответственно канавок) заключается в том, что сечение стержня клапана ими ослабляется меньше, нежели канавками прямоугольного профиля. Пружины клапанов (рис. 2-21,а, б). Наружная и'-^внутренняя пружины навиты из стальной проволоки. Их витки направлены в противоположные стороны, чем устраняется возможность попадания витков одной из пружин в случае ее поломки в витки другой. Плотность посадки клапанов в их седлах обеспечивается высокой точностью обработки седел после запрессовки и притиркой фаски клапанов к седлам.

Уход за распределительным механизмом. В процессе эксплуатации двигателя его распределительный механизм требует выполнения ряда работ: регулировки натяжения цепи, проверки и регулировки зазоров клапанного механизма, проверки и установки фаз газораспределения, замены изношенных или поломанных деталей. Натяжение цепи, приводящей распределительный вал, должно производиться через каждые 10 000 км пробега автомобиля. Необходимая величина его устанавливается автоматически действием натяжного устройства .(рис. 2-22), для чего необходимо ослабить его гайку Е и затем провернуть пусковой рукояткой коленчатый вал на 1—2 оборота. При этом находящаяся внутри натяжителя пружина 8 сожмет полностью пружину 5 и восстановит необходимое предварительное ее сжатие (см. рис. 2-18). После проворачивания вала гайка Е должна быть снова затянута до отказа. Если натяжение регулируется после частичной разборки механизма привода, то операцию следует повторить 2— 3 раза. Проверка и регулировка зазоров в механизме привода клапанов производится после пробега новым автомобилем первых 1500—2000 км, затем —после последующих 4000—5000 км и далее через каждые 10000 км. Кроме того, зазоры необходимо проверить и в том случае, если появятся посторонние стуки в клапанном механизме. Нормальная величина зазора между рычагом и затылком кулачка рас* пределительного вала, замеряемая щупом составляет 0,15 мм как для впускных, так и для выпускных клапанов. Если пр-и замерах (рис. 2-23) обнаружится несоответствие зазора, его необходимо отрегулировать, так как и заниженная и завышенная величина зазора ухудшает работу двигателя и возникает опасность обгорания седел и клапанов. Регулировка зазоров производится при снятой крышке клапанного механизма в следующей последовательности: 1. Вращая коленчатый вал пусковой рукояткой, совместить метку на звездочке распределительного вала В (рис. 2-25) с меткой Г на корпусе подшипников. Ослабить контргайку Б (см. рис. 2-23) и, вращая головку регулировочного болт^Л, установить зазор, равный 0,15 мм, у впускного клапана ///гшгиндра и выпускного клапана /У^илиндра. 2. Провернув коленчатый вал на 180°, отрегулировать зазоры на холодном двигателе,

19

5е- „ ^ у впускного клапана IV цилиндра и выпускного клапана II цилиндра. 3. Провернув коленчатый вал на 180°, отрегулировать зазорыу впускного клапана"/ / цилиндра и выпускного клапана / цилиндра. 4. Провернув коленчатый вал на 180°, отрегулировать зазорыу впускного клапана /Цилиндра и выпускного клапана ///^цилиндра. При регулировке зазоров следует пользоваться специальнымщупом толщиной 0,15 мм и шириной 22 мм, который должен вытягиваться из зазора с усилием 2—3 кгс.

20

Проверка и установка фаз газораспределения производитсяпосле разборки двигателя или для контроля. При этом необходимо действовать в следующей последовательности: 1. Если цепь снималась, то установить ее так, чтобы вилка разъемного звена была направлена против направления вращения цепи. 2. Установить поршень I цилиндра в верхнюю мертвую^очку такта сжатия. При этом оба клапана I цилиндра закрыть^, а метка А на ведущей звездочке привода распределения совпадает (с меткой Б на блоке цилиндров (рис. 2-24). 3. Убедиться, что метка В на ведомой звездочке распредели-^тельного вала совпадает с риской Г на корпусе распределительного вала (рис. 2-25).

4. Окончательно закрепив ведомую звездочку, провернуть несколько раз коленчатый вал, отрегулировать натяжение цепи и вторично проверить попарное совпадение меток А и Б, В и / \ При разборке распределительного механизма необходимо визуально убедиться в отсутствии механических повреждений и выработки его деталей. Распределительный вал не должен иметь следов заедания или глубоких рисок на шейках и кулачках; допустимое радиальное биение средней шейки вала не должно превышать 0,2 мм. Корпус 'подшипников распределительного вала не

21

должен иметь следов выработки в расточках подшипников. Натяжное устройство цепи не должно иметь износа и задиров на рабочих поверхностях плунжера, башмака и его упора. Упругость пружин натяжного устройства цепи должна соответствовать значениям, указанным в табл. 2-5. Пружины клапанов должны соответствовать характеристикам, приведенным на рис. 2-21. Клапаны, установленные на головку, должны обеспечивать герметичность в местах посадки, которая проверяется отсутствием течи воды, подогретой до температуры 85—90° С и находящейся под давлением 2—3 кгс/см2 в головке блока. При обнаружении неплотности в местах прилегания клапанов к седлам указанные детали подвергаются ремонту и притирке. Монтажная величину зазоров между стержнями клапанов и направляющими втулками составляет: для впускных клапанов 0,022—0,055 мй; для выпускных клапанов — 0,029—0,062 мм.

22

Если зазор превышает 0,15 мм, следует заменить клапан. Направляющие втулки клапанов заменяются только в том случае, если чрезмерный зазор между направляющей втулкой и стержнем нельзя устранить заменой клапана. Направляющие втулки ремонтного размера поставляются заводом с окончательно обработанным внутренним отверстием, поэтому после запрессовки в головку блока они дополнительно не обрабатываются.