Разделы сайта:

двигатель:

системы двигателя :

трансмиссия :

ходовая часть автомобиля:

механизмы управления автомобилем :

электрооборудование и приборы :

эксплуатационные особенности автомобиля и рекомендации по его техническому обслуживанию :

ремонт двигателя и узлов шасси после аварии:

статьи:

Не хватает денег на партроник – поможет микрозайм
Обзор автомобиля Вольво S80
Обзор автомобиля Volvo XC60
Почему нужно посещать сауну?
Покупка изделий с жемчугом
Какие услуги оказывает автосервис?
Как расшифровать маркировку стекол?
Ремонт АКПП у Фольксваген
Жигули 2103 – история развития
Оффроуд-парк Mitsubishi в Казани
Покупаем Opel Astra H с пробегом
Тест Opel Astra ST
История лучшего в мире автомобиля
Выбор автомобильного компрессора для подкачки шин
для чего необходима мойка машины
Покупка авто с пробегом
Технологии в игровых автоматах и автомобилях
Лишение прав за пересечение сплошной?
Воздушные фильтры для автомобилей
Выкуп авто не всегда проходит удачно
Покупка автомобиля в кредит сегодня
Прокат легкового автомобиля. Советы при аренде авто.
Новшества современных служб такси
Дополнительные услуги транспортных компаний
Чем порадует обновленный Evoque
Почему нужно покупать машину в официального дилера?
Как правильно покупать новый автомобиль?
Профессиональный ремонт Вольво S40
Мотор-редуктор. Основные виды и области применения
Сломался автомобиль на дороге. Что делать?
Самый раскошный Mercedes всех времен - S 63 AMG Coupe
Свечи зажигания в автомобилях ВАЗ: проверка и замена
Самые прибыльные системы игры для виртуальных игровых автоматов
Выгоды и недочеты дизельного двигателя
Зачем нужно страховать авто?
Сhevrolet Niva безопасность во главе угла
4*4tuning – автотюнинг на любой вкус
Что стоит знать о jackpot
Ремонт Опеля в Москве
С чего начать проектирование загородного дома?
Если ДТП коснулось вас
Однорукий бандит - лучшая игра
Онлайн казино как неотъемная жизнь многих любителей азартных игр
Покупка подержанного авто в кредит
Запчасти для Daewoo
Самые популярные азартные игры современных интернет казино
Что такое бонус в онлайн казино?
Во что поиграть на выходных?
Онлайн-слоты - жалкая пародия или следующая ступень развития игорной индустрии?
Купить резинки дорников
Поиск автозапчастей в интернет
Лада глазами британца прошлого века
Критерии выбора надежного застройщика
Выбор пассажирского перевозчика
Нужно ли проводить коррекцию спидометра?
Как мыть двигатель автомобиля

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ И БЛОК ЦИЛИНДРОВ 

КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ И БЛОК ЦИЛИНДРОВ К кривошипно-шатунному механизму двигателя относятся:блок цилиндров, головка блока, поршни, поршневые пальцы икольца, шатуны, коленчатый вал, коренные и шатунные подшипники, маховик и масляный картер. Блок цилиндров двигателя автомобиля '«Жигули» составляетодно целое с. верхней частью картера. Он отлит из специальноголегированного чугуна с высокими механическими свойствами. Высокая жесткость блока обеспечивается тем, что плоскость разъема картера расположена ниже оси коленчатого вала на 50 мм. Расстояние между осями цилиндров составляет 95 мм; по всейвысоте цилиндров сделаны протоки для охлаждающей жидкости,благодаря чему обеспечивается интенсивный отвод тепла,, улучшается охлаждение поршней и поршневых колец, несколько снижается температура моторного масла и уменьшается вероятностьдеформаций блока от неравномерного нагрева. В верхней части цилиндров у некоторых блоков могут бытьзапрессованы короткие сухие гильзы длиной 40 мм со стенкамитолщиной 1,75 мм. Они отлиты из специального высоколегированного чугуна аустенитной структуры, который отличается повышенной износостойкостью. При эксплуатации гильзы не выпрессовываются; растачивание и хонингование цилиндров при ремонтахпроизводится совместно, т. е. так же, как и цилиндров, не имеющих гильз. Водяная рубашка блока цилиндров сообщается с рубашкойголовки блока через специальные отверстия в их взаимно прилегающих плоскостях, уплотняемых прокладкой головки блока. В передней части блока имеется полость для цепной передачи,приводящей в движение распределительный вал и дополнительныйвал привода масляного насоса, прерывателя-распределителя и бензонасоса. В передней части полости находится окно, закрываемоекрышкой привода распределительного вала, для крепления которой передний торец блока снабжен фланцем с девятью резьбовымиотверстиями. Справа на блоке цилиндров расположены приливыс отверстиями для крепления водяного насоса, кронштейна Генератора и кронштейна крепления подвески двигателя. С левойстороны блока имеется развитый прилив, в котором размещен дополнительный вал привода масляного насоса, прерывателя-распределителя, бензинового насоса и маслоотделитель системы вентиляции картера. Чуть ниже расположены: прилив с отверстием длямаслоизмерительного стержня (щупа), фланец крепления кронштейна подвески двигателя и резьбовое отверстие для пробки слива охлаждающей жидкости из водяной рубашки блока цилиндров.Задняя часть блока цилиндров имеет развитые кронштейныи отверстия для крепления картера сцепления, который фиксируется* относительно блока двумя установочными втулками, входящими в крайние боковые отверстия, и крепится к нему четырьмяболтами. Непосредственно к обработанному торцу задней частиблока привернута шестью болтами крышка сальника, уплотняющего заднюю коренную шейку коленчатого вала. Если взглянуть на блок цилиндров снизу, можно увидеть пять опор для вкладышей коренных подшипников коленчатого вала. Крышки коренных подшипников обрабатывают окончательно под вкладыши совместно с блоками, и поэтому они невзаимозаменяемы. Для обеспечения их правильного расположения при сборке необходимо учесть, что на них нанесены метки с номерами соответствующих опор. Каждая крышка крепится двумя болтами.

5

По периметру нижней части блока идет обработанный фланец, к которому девятнадцатью болтами прикреплен стальной штампованный масляный картер (поддон). Герметизация внутренней полости блока в местах стыка передних и задних крышек и масляного картера осуществляется прокладками; передний и задний концы коленчатого вала уплотняются резиновыми самоподжимными сальниками, надежность переднего уплотнения повышена дополнительно лабиринтным устройством. В процессе эксплуатации блок цилиндров требует периодической проверки затяжки болтов и гаек, наблюдения за герметичностью в сальниковых уплотнениях коленчатого вала и соединениях,уплотняемых прокладками. В зависимости от фактического диаметра цилиндра, полученного в процессе его доводки, для более точного обеспечения оптимальной величины зазора между цилиндрами и поршнямицилиндры делятся на пять размерных классов через 0,01 мм. Приизготовлении нового двигателя поршни нормального диаметраподбирают к соответствующим цилиндрам, класс которых обозначен буквами с правой стороны блока (рис. 2-5). С целью увеличения срока службы двигателя при его ремонте предусматривается

6

возможность расточки цилиндров блока для использования поршней ремонтных размеров," имеющих первое ремонтное увеличение 0,2 мм, второе — 0,4 и третье — 0,6 мм. Цилиндры растачивают в том случае, если зазоры между юбкой поршня и цилиндром достигают 0,15 мм. Кроме того, предусмотрена возможность замены биметаллических втулок вала привода масляного насоса, которые при наличии задиров на рабочей поверхности, ее овальности или проворачивании втулок в гнездах должны быть выпрессованы и заменены новыми. Окончательная обработка втулок при замене производится только после их запрессовки в гнезда блока. Головка блока цилиндров (рис. 2-6), отлитая из алюминиевого сплава,— общая для всех цилиндров. Головка крепится к блоку десятью болтами. Между блоком и головкой установлена металлоасбестовая прокладка. Затяжку болтов головки производят на холодном двигателе, так как требуемое уплотнение обеспечивается только за счет некоторого предварительного натяга, учитывающего разницу коэффициентов линейного расширения стальных болтов и алюминиевой головки блока. В процессе эксплуатации двигателя при затягивании болтов крепления головки необходимо соблюдать четыре условия: 1. Двигатель должен быть холодным. 2. Строго придерживаться последовательности, показанной на

7

3. Затяжку болтов с резьбой Ml2X1 >25 производить в два приема: вначале усилием 4 кгс-м, а затем— 11,5 кгс«м. 4. Затянуть болт А с резьбой М8Х1,25 моментом 3,8 кгс-м. Головку цилиндров демонтируют в том случае, когда обнаруживаются неисправности, не требующие снятия двигателя с машины (удаление нагара, замена направляющих втулок клапанов, необходимость притирки клапанов, замеХа шпилек крепления корпуса подшипников распределительного вала и др.). Выполнять эти работы следует в соответствии с рекомендациями инструкции по ремонту. В головке блока имеются камеры сгорания, впускные и выпускные каналы, резьбовые отверстия для установки свечей зажигания и протоки для охлаждающей жидкости. Седла и направляющие втулки клапанов, изготовленные из специального жаростойкого чугуна, вставляют в предварительно нагретую головку охлажденными, благодаря чему после уравнивания температуры обеспечивается большой натяг в соединении. Расположение клапанов (а следовательно, осей их седел и втуWm-~ % ШЖ длок) —рядное, наклонное под углом 20° к плоскости осей,йилиндров. В передней части головки имеется полость для размещенияцепного привода распределительного вала и натяжителя цепй. Прилегающая к блоку плоскость головки и полуклиновые камеры сгорания механически обработаны. Этим достигается необходимая чистота поверхности и практически одинаковый объемкамер. Площадь оснований камер сжатия меньше площади днищ поршней, благодаря чему при движении поршней вверх обеспечивается интенсивное завихрение горючей смеси, а следовательно, улучшается процесс ее горения.

8

С левой стороны головки блока расположены четыре резьбовых от-(верстия для свечей зажигания. С правой стороны находится фланец с резьбовыми отверстиями для шпилек крепления впускного и выпускного коллекторов; здесь же смонтированы трубопроводы системы ох!лаждения. На верху головки сделаны площадки и отверстия для направляющих втулок клапанов, опорных шайб клапанных пружин, втулок опор рычагов и корпуса подшипников распределительного вала. Верхняя часть головки закрывается крышкой, закрепленной восемью шпильками с гайками. Необходимое уплотнение стыка обеспечивается прокладкой, зажатой между фланцами головки и крышкиГ Поршни, поршневые кольца и пальцы (рис. 2-8). Поршни отлиты из алюминиевого сплава. У них плоские днища и неразрезные юбки с овальной в поперечном сечении формой. Благодаря овальности, достигающей 0,2 мм и конусности (в верхней части диаметр юбки меньше, чем в нижней на 0,045 мм) расширение поршня при нагревании не вызывает его заклинивания, так как компенсируется уменьшением овальности и конусности его юбки. Для улучшения приработки рабочую поверхность поршня покрывают тонким слоем олова. В теле поршня находятся залитые туда две стальные терморегулирующие пластины, которые способствуют наиболее рациональному распределению температуры и, кроме того, увеличивают его механическую прочность. В нижней части юбки сделаны боковые выемки, чтобы противовесы коленчатого вала не касались поршня.

Бобышки с отверстиями под поршневой палец для увеличения жесткости связаны с днищем ребрами; снаружи вокруг бобышек размещены холодильники. Ось отверстия под палец смещена относительно диаметральной, плоскости поршня на 2 мм. Т. о. удается исключить удары поршня о стенки цилиндра при изменении направления движения в верхней мертвой точке при рабочем ходе. Для установки поршневых колец служат три кольцевые канавки. В двух верхних находятся компрессионные кольца, а Ъ нижней — маслосъемное. Эта канавка соединена с внутренней полостью поршня четырьмя прорезями, через которые излишняя смазка, снимаемая маслосъемным кольцом, отводится в картер. Действие этого кольца усиливается благодаря тому, что нижняя кромка его канавки снабжена фаской. Весит поршень около 335 г и точная подгонка по весу (разница не более 2,5 г на одном двигателе) достигается за счет снятия металла с нижней стороны бобышек. При сборке поршни разбиваются на пять размерных классов в зависимости от максимального диаметра юбки, причем разница диаметров у смежных групп не превышает 0,01 мм. В зависимости от диаметра отверстия под палец поршни делятся еще на три категории. Подобная градация неизбежна при массовом производстве, когда применяется селективная сборка, позволяющая получить наивыгоднейшие величины натягов или зазоров в соединениях без ущерба для качества продукции и без удорожания изделий. В запасные части поставляются поршни трех размерных классов. С наружной стороны поршня, в углублении холодильника, находится метка Я, которая при сборке двигателя должна быть обращена к его передней части, так как в противном случае поршневой палец будет смещен в противоположную сторону, что вызовет стуки и повышенное трение поршня о стенки цилиндра. Поршневые кольца двигателя изготовлены из специального чугуна. Их конструкция и применяемые при производстве технологические процессы обеспечивают высокую износостойкость деталей и эффективность их работы. У верхнего компрессионного кольца с номинальной высотой 1,5 мм и радиальной шириной 3,3 мм выпуклая рабочая поверхность со скругленными кромками покрыта тонким слоем хрома (не менее 0,08 мм). Этот слой обеспечивает кольцу высокую износостойкость. Зазор в замке у кольца, установленного в цилиндр с номинальным диаметром, должен составлять 0,2—0,35 мм. Среднее компрессионное кольцо сделано с одним скребкообразным выступом, благодаря которому оно одновременно является и маслосъемным. Его, цилинидрическая наружная поверхность фосфатирована для повышения износостойкости и уменьшения трения о цилиндр. Номинальная высота кольца 2 мм, а радиальная ширина 3,3 мм. Нижнему маслосъемному кольцу придан специальный профиль: наружная цилиндрическая поверхность имеет два скребкообразных выступа, расположенных по краям кольца, а средняячасть, являющаяся проточкой, сообщается с внутренней поверхностью восемью прорезями. Снимаемое верхним скребком маслосбрасывается в проточку, а оттуда протекает в канавку поршняи далее через внутреннюю полость поршня стекает в масляныйкартер. На внутренней цилиндрической поверхности кольца проточенаконусная, со скругленной вершиной канавка, в которой устанавливается специальная стальная расширительная пружина-эспандерЭта пружина, разжимая изнутри кольцо, прижимает его (независимо от того, насколько оно изношено) к стенке цилиндра. Высота кольца 3,925—3,937 мм, а его радиальная ширина спружиной и без нее соответственно равна (по номиналам) 3,85 и2,5 мм. Перед сборкой колец с поршнями между ними и канавкамипроверяется величина зазора по высоте, которая не должна превышать 0,15 мм. При сборке кольца его следует устанавливать так, как изображено на рис. 2-9, выдержав задор в замках в пределах 0,2—0,35 мм. При установке поршней в цилиндры замки колец должныбыть развернуты в разные стороны для уменьшения пропускагазов. Поршневые пальцы — стальные, пустотелые, с толщиной стенки около 3,5 мм. Их номинальный наружный диаметр равен 22 мма длина — 67 мм. От осевого перемещения палец зафиксирован горячей его посадкой в верхней головке шатуна, которая при сборке предварительно нагревается до 240° С, благодаря чему в соединении обеспечивается гарантированный натяг. В зависимости от наружного диаметра поршневые пальцы делятся на три категории для сборки в соответствии с тремя размерными категориями поршней. Наружная поверхность пальцев подвергается цементации и термической обработке для достижениявысокой поверхностной твердости. Заводом предусмотрен выпуск поршней и колец к ним, имеющих ремонтное увеличение 0,2—0,4 и 0,6 мм и предназначенныхдля установки в блоки, цилиндры которых расточены на соответствующие ремонтные размеры. Поршневые же пальцы выпускаются двух ремонтных размеров, имеющих увеличение 0,2 и 0,5 мм. Поршни увеличенных ремонтных размеров не делятся на категории по размерам отверстий для поршневых пальцев. Шатун двигателя — стальной, кованый, со стержнем двутаврового сечения. В верхней головке выполнено отверстие с номинальным диаметром 22 мм для поршневого пальца, который в отличие от выпускавшихся ранее в нашей стране двигателей имеет в шатуне неподвижную посадку. Необходимый натяг в соединении шатун поршневой палец обеспечивается допусками при изготовлении деталей и нагреванием верхней головки шатуна при сборке до температуры +240® С.

9

Нижняя головка шатуна — разъемная, с диаметральной плоскостью разъема, лежащей перпендикулярно к оси шатуна. Ее крышка крепится двумя болтами с резьбой М9Х1 и самоконтрящимися гайками. Гайки шатунных болтов при сборке затягиваются равномерно; при окончательной затяжке следует приложить момент 4,4— 5,5 кгс-м (номинальное значение 5,2 кг«м). Для обеспечения точного центрирования болты имеют шлифованную с высокой точностью цилиндрическую часть. Окончательная обработка отверстия в нижней головке шатуна под вкладыши производится в собранном виде. Поэтому перестановка крышек с одного шатуна на другой совершенно недопустима. Для обеспечения плавной работы двигателя шатуны в сборе с крышками подгоняются по весу за счет снятия металла со специальных бобышек на верхней головке -и крышке шатуна.

10

В нижней головке шатуна устанавливаются взаимозаменяемые тонкостенные сталеалюминиевые вкладыши, которые удерживаются от проворачивания выступами, входящими в специальные пазы, имеющиеся в теле шатуна. В верхней части нижней головки шатуна имеется сквозное отверстие диаметром 1,5 мм через которое при работе двигателя на зеркало цилиндра разбрызгивается необходимое количество смазки. При сборке двигателя это отверстие должно быть4 направлено вперед, а имеющаяся на нижних головках и крышках маркировка с обозначением номеров цилиндров должна находиться слева, если смотреть на двигатель спереди (рис. 2-10). При разборке двигателя во время эксплуатации следует помнить, что все детали приработались по своим местам, и поэтому их необходимо пометить так, чтобы при последующей сборке случайно не поменять между собой. В шатуне, собранном с поршнем и кольцами, необходимо проверить посадку -поршневого пальца. Это соединение считается нормальным и пригодным для дальнейшей эксплуатации, если приложение усилия в 400 кгс не вызовет перемещения пальца в отверстии головки шатуна. Кроме того, контролируется перпендикулярность осей деталей, входящих в узел. Тонкостенные вкладыши шатунных подшипников проверяются внешним осмотром. Они не должны иметь разрушения антифрикционного слоя и механических повреждений. Между вкладышами и шейками коленчатого вала должен быть зазор, нормальная вели

11

предельно допустимые износы шатунных шеек). Коленчатыйне должен иметь трещин ни на шейках, ни на щеках. При общжении трещин его необходимо заменить.

12

Незначительные кольцевые риски на шейках и их вклады не являются причиной, требующей перешлифовки вала. При ув чении монтажного зазора между подшипниками и шейками б I 0 15 мм следует заменить вкладыши или перешлифовать вал до размеров, приведенных в табл. 2-3. Перешлифовка шеек на ремонтный размер производится в том случае, если они имеют овальность более 0,05 мм. Для перешлифованных валов выпускаются вкладыши четырех ремонтных размеров (табл. 2-4). При ремонте должны быть выдержаны размеры галтелей, приведенные на рис. 2-12. При увеличении осевого зазора коленчатого вала более 0,35 мм следует установить полукольца 2 (см. рис. 2-13) увеличенного размера, с увеличенной против нормальной на 0,127 мм толщиной. При сборке коленчатого вала его вкладыши должны быть сма- заны моторным маслом. Крышки коренных подшипников необходи[ мо затягивать равномерно. Момент их затяжки должен составлять 7,0—8,6 кг«м (номинальное значение 8,2 кгс*м). При установке маховика следует помнить, что на заводе он не балансируется в сборе с коленчатым валом. Поэтому предварительно надо провернуть коленчатый вал так, чтобы шатунные шейки/ и IV цилиндров были обращены вверх, при этом имеющаяся на маовйке установочная метка должна лежать в одной плоскости с осямй этих шатунных шеек. Болты, крепящие маховик, затягивают моментом 7,2—8,9 кгс*м (номинальное значение 8,5 кгс-м). Свободное проворачивание коленчатого вала после затягивания болтов крышек коренных подшипников свидетельствует о правильной сборке.